На самом деле заголовок, конечно, громковат: речь идет исключительно о внутренних перевозках; международное авиасообщение во всем мире по-прежнему простаивает, однако сравнить внутренний пассажиропоток в больших странах, где авиаперевозки зачастую безальтернативны, было бы интересно. Поехали:
По данным IATA, в 2019 году на внутренние рейсы во всем мире приходилось 36% всего пассажиропотока. Самый крупный рынок – естественно, США: 14% всего пассажиропотока. По данным Cirium, на которые ссылается FlightGlobal, в октябре провозные емкости на внутренних линиях в США, выраженные в кресло-километрах (ASK), на 45% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, по данным за июль емкостей было на 50% меньше. На всякий случай: емкость – это не пассажиропоток, потому что, например, в рейс, выполняемый самолетом на 150 мест, может быть продано 50 билетов, и при отсутствии спроса большие показатели ASK означают лишь то, что авиакомпания возит воздух.
Интересно, что данные по различным авиакомпаниям варьируются от -36 до -54% снижения выставленной емкости. Исключение одно: лоукостер Allegiant Air, который «упал» всего на 3%. В сентябре емкостей было меньше на 9%, но при этом пассажиропоток на 37% меньше, чем за аналогичный период прошлого года: как раз следствие вышеописанного падения загрузки кресел; она составила всего 57,4%, то есть, в условном A320 на 180 пассажиров 73 пустых кресла.
В Китае уже в августе выставленные емкости достигли уровня прошлого года, в сентябре они на 6% превысили показатели 2019-го, а в октябре уже на 10%. Актуальных данных о загрузке нет, но самолеты, по крайней мере, летают. Известно лишь, что на международных рейсах из Китая пассажиропоток упал на 90% по сравнению с прошлым годом.
Самое интересное – в России. Наша страна стала первой в мире, где пассажиропоток на внутренних рейсах достиг уровня 2019 года еще в августе. Емкостей же было выставлено на 9% больше. Однако, по данным ИАТА, этого «чуда» удалось достичь за счет беспрецедентного демпинга: тарифы упали в среднем на 40%. В других странах такого никто не делал, поэтому и загрузка упала всего на 5 п.п. до 86,4%. «Победа» за август перевезла на 17% больше пассажиров 1,2 млн), за счет чего стали красиво выглядеть показатели всей группы «Аэрофлот» (3,55 млн. пассажиров, что всего на 0,4% меньше, чем в августе 2019-го). Похожую динамику демонстрирует S7 Airlines. В октябре же емкостей на 10% больше, чем в октябре 2019 года, однако, вспоминая о ярко выраженной сезонности российского рынка и начавшейся «второй волне», можно предсказать серьезное падение загрузки кресел в ближайшее время.
В соседнем Казахстане Air Astana заявляет о значительном росте внутренних авиаперевозок. Правда, рост этот в основном – за счет эффекта низкой базы: казахский нацпер запустил лоукостера FlyArystan, который и летает по стране, отбирая пассажиров у железных дорог: ранее внутреннее авиасообщение в Казахстане было развито очень слабо. Емкости же и вовсе на 11% меньше, чем в 2019-ом.
В Японии в октябре (кстати, второй по величине рынок внутренних перевозок в мире) емкости на 20% ниже, чем годом ранее, такая же картина во Вьетнаме и Индонезии. В Индии пока чуть более -33% (хотя в августе было -60%, в сентябре -50%, то есть, динамика хорошая), в Бразилии -40% (в августе было тоже -60%). Медленнее всего восстанавливается в Австралии: в августе было -91%, в октябре -75%.
Илья Шатилин