Авиакомпания S7 подсчитала количество пассажиров, использующих онлайн-регистрацию. При вылете из аэропорта Домодедово сразу на гейт идут почти два пассажира из трех: 62,6%, что на 10,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 20% посадочных талонов и вовсе электронные: их можно не печатать, а предъявить с экрана смартфона, причем не живому сотруднику, а на турникете. Больше всего доля таких продвинутых пассажиров (40%) – на рейсах в Сочи.
Авиакомпания связывает рост количества онлайн-регистраций с пандемией – мол, пассажиры стараются сократить число контактов с другими людьми и поэтому не идут на стойку – однако не стоит натягивать сову на «Глобус»: это общий долгосрочный тренд в авиаотрасли. Авиакомпании, особенно зарубежные, всячески его стимулируют в стремлении сократить расходы: например, у многих лоукостеров регистрация в аэропорту – платная; кроме того, растет доля безбагажных тарифов, а при наличии лишь ручной клади идти на стойку и стоять там в очереди не имеет никакого смысла.Электронные посадочные талоны были легализованы в России в 2019 году, однако с тех пор были внедрены в первую очередь в аэропортах Московского авиаузла, в регионах по-прежнему требуется бумажный носитель, а из многих региональных аэропортов нет и онлайн-регистрации.
Более того, некоторые авиакомпании, например, «Победа», делают ее доступной только для тех, кто купил платную услугу выбора места. Это связано с тем, что в России сбор за регистрацию на стойке не выделен из сбора за использование аэровокзального комплекса, поэтому оплачивается в любом случае и сэкономить на нем за счет стимулирования онлайн-регистрации авиакомпания не может.
Интересно, что ни одна из крупных российских авиакомпаний не смогла оперативно подготовить статистику о доле онлайн-регистрации на своих рейсах по нашему запросу, что намекает на то, что эта доля существенно ниже заявленных S7 62,6%.
Однако еще в 2017 году в Анапе был установлен рекорд, когда в течение недели доля пассажиров с онлайн-регистрацией достигла 63%. Однако тогда, во-первых, учитывали и регистрацию в автоматических киосках (которая технически также является онлайн-регистрацией), а на нее приходилось 15-20% зарегистрированных. Во-вторых, этот показатель был достигнут в рамках онлайн-марафонов, в ходе которых пассажиров учили пользоваться киосками. В обычное же время доля онлайн-регистрации не превышала 40% с учетом киосков (а статистика S7 — без киосков, к тому же, в аэропорту Домодедово отмечают, что ими стало пользоваться гораздо меньше людей, отдавая предпочтение смартфону).