Пандемия и остановка полетов по всему миру естественным образом сказались на туристической отрасли вообще и авиакомпаниях в частности. По итогам года мы потеряли 34 различных авиакомпании – больших и маленьких. Давайте за них не чокаясь:
11.01.2020. Ernest Airlines, Италия. Первый пункт списка все-таки нельзя объявить жертвой ковида, поскольку банкротство произошло до пандемии, и еще 29 декабря 2019 года власти Италии объявили о том, что отзовут сертификат эксплуатанта с 13 января из-за неспособности перевозчика обеспечить гарантии перевозки пассажиров.
14.02.2020. AtlasGlobal, Турция. Тоже не из-за ковида: еще в ноябре 2019 года все полеты были приостановлены на период реструктуризации, через несколько недель восстановились, но в итоге реструктуризация не помогла и последние два A330-200 были возвращены лизингодателям в январе 2020-го, а в феврале было объявлено о банкротстве.
26.02.2020. Air Italy, Италия. Тут уже повлияла пандемия: дело в том, что перевозчик на 49 принадлежал Qatar Airways и ею же фактически финансировался без особых мыслей об экономической эффективности: главное было «купить» долю рынка. Сама Qatar тоже активно получает государственные субсидии. Когда стало понятно, что в ближайшее время лететь будет некому и некуда, решили прекратить сжигание денег и закрыть авиакомпанию.
04.03.2020. Flybe, Великобритания. Несмотря на то, что незадолго до этого региональную авиакомпанию купил консорциум Connect Airways, в который входит, например, Virgin Atlantic, стало понятно, что достаточных субсидий от правительства не будет, а убытков уже и так достаточно – итог закономерен.
11.03.2020. Paradigm Air, США. Дело не в ковиде, а в том, что авиакомпания выполняла чартерные рейсы, при этом пилоты не имели действующих сертификатов на такие рейсы – чисто бюрократическая причина.
01.04.2020. Shoreline Aviation, США. Авиакомпания с 1980 года выполняла чартерные рейсы на гидросамолетах во Флориду и на Багамы.
04.04.2020. Trans States Airlines, США. В последние годы выполняла региональные рейсы для United Airlines под брендом United Express. Авиакомпанию планировалось закрыть и объединить ее с ExpressJet Airlines, постепенно передав флот, но ковид ускорил планы.
04.04.2020. Island Express Air, Канада. Маленькая авиакомпания, выполнявшая чартерные и грузовые рейсы на «Пайперах» и «Бичкрафтах», также были регулярные рейсы на остров Ванкувер (не путать с одноименным городом).
05.04.2020. Frontier Flying Services, США. Не путать с лоукостером Frontier Airlines! Это небольшая авиакомпания на Аляске, также известная как Ravn Connect.
05.04.2020. Hageland Aviation Services, США. Тоже авиакомпания с Аляски, входила в холдинг Ravn, и обанкротилась в тот же день.
05.04.2020. PenAir, США. Еще одна авиакомпания с Аляски с базой в Анкоридже, причем вторая по величине авиакомпания в регионе; у нее был код-шер с Alaska Airlines и пять самолетов Saab 2000. Тоже входила в Ravn.
07.04.2020. Germanwings, Германия. Эта часть Lufthansa Group давно уже была не самостоятельной, а выполняла рейсы для Eurowings по схеме мокрого лизинга, однако сертификат эксплуатанта и 15 самолетов все-таки были отдельными. В конечном итоге планировалось окончательно объединить две авиакомпании, но из-за ковида решили сокращать флот и Germanwings просто ликвидировали.
07.04.2020. Compass Airlines, США. Эта региональная авиакомпания появилась в результате действующих в США ограничений по аутсорсингу крупными авиакомпаниями региональных рейсов мелким игрокам (чтобы не нарушать права пилотов – так называемый Scope Clause). В итоге профсоюз Northwest Airlines добился права сдавать флот Embraer 175 в мокрый лизинг и другим крупным игрокам, в частности, Compass летала и в интересах American Eagle, и Delta Connection. В 2020 году долеталась.
22.04.2020. LGW Luftfahrtgesellschaft Walter, Германия. Чартерная авиакомпания, основанная в 1980 году, вошла в состав Air Berlin в 2017-ом, а когда та обанкротилась, то была куплена Lufthansa для работы под брендом Eurowings. В 2019 году ее купила Zeitfracht Group, но в апреле 2020 года контракт с Eurowings был разорван из-за пандемии, и…
04.05.2020. Ghadames Air Transport, Ливия. Маленькая ливийская авиакомпания имела один A320 и летала из Триполи в Стамбул, Тунис и Хартум (Судан).
05.05.2020. Avianca Peru, Перу. Перуанское подразделение колумбийской Avianca было ликвидировано; сама Avianca подавала на банкротство 10 мая, но до сих пор летает.
08.05.2020. Tigerair, Австралия. Контрольный пакет австралийского лоукостера принадлежал Virgin Australia, у которой самой в феврале начались проблемы, поэтому флот «дочки» сократили с 13 до 8 самолетов и отобрали 5 направлений, а затем продали бренд инвесторам из Bain Capital, которые предпочли не плодить убытки и закрыть авиакомпанию.
19.05.2020. TAME, Эквадор. Эквадорский нацпер существовал с 1962 года, выполнял внутрение и международные рейсы (в том числе в Нью-Йорк, например). В мае правительство решило не спасать авиакомпанию, а ликвидировать ее.
29.05.2020. Air Georgian, Канада. Долгое время авиакомпания выполняла региональные рейсы в интересах Air Canada, потом, в 2019 году, ее заменили на Jazz Aviation. В итоге Air Georgian была куплена Pivot Airlines, но почти сразу после этого обанкротилась.
17.06.2020. LATAM Airlines Argentina. Аргентинская дочка LATAM принадлежала на 49% собственно LATAM Group и на 51% местным инвесторам. Материнская авиакомпания сама испытывала серьезные трудности с финансами, поэтому дочку закрыли.
18.06.2020. LEVEL Europe, Австрия. Авиакомпания принадлежала Vueling и IAG, и первоначально должна была называться Vueling Austria. Летала из Вены и Амстердама по 18 внутриевропейским направлениям.
23.06.2020. Jetlines, Канада. Это должен был быть ультралоукостер с базой в Ванкувере. Однако перевозчик не успел выполнить ни одного рейса, поскольку стало понятно, что сейчас не лучшее время для запуска новых авиакомпаний. В итоге компанию поглотил другой авиастартап Global Crossing Airlines, который запустится неизвестно когда.
26.06.2020. Nokscoot, Таиланд. Этот лоукостер на широкофюзеляжных самолетах – совместное предприятие Nok Air и Scoot, его самолеты имели веселую «птичью» ливрею. Увы, с самого начала авиакомпания была убыточной, поэтому ее быстро смыло ковидом.
26.06.2020. SunExpress Germany, Германия. Это немецкое подразделение турецкой SunExpress – совместного предприятия Turkish Airlines и Lufthansa. Маршрутная сеть передана SunExpress и Eurowings.
28.06.2020. One Airlines, Чили. Маленькая авиакомпания с флотом из двух Boeing 737-300, занималась чартерными рейсами и перевозкой вахтовиков.
21.07.2020. Jet Time, Дания. Самая хитрая из всех: летала из Копенгагена по Скандинавии и курортным европейским направлениям, в ходе банкротства передала все активы новой авиакомпании Jettime, чтобы никто не догадался. Эта новая авиакомпания надеется начать полеты в 2022 году.
30.09.2020. ExpressJet Airlines, США. Летала под брендом United Express в небольшие аэропорты США. Контракт был разорван в пользу другого партнера: CommutAir.
05.10.2020. AirAsia Japan, Япония. Это было совместное предприятие малайзийского лоукостера AirAsia и японских инвесторов. Авиакомпания летала из Токио-Нарита в другие города Японии, а также в Южную Корею и на Тайвань. Закрылась из-за финансовых проблем.
17.10.2020. Indonesia AirAsia X, Индонезия. Это было совместное предприятие AirAsia X (Малайзия) и Indonesia AirAsia. На самом деле авиакомпания перестала летать еще 14 января 2019 года, но обанкротилась лишь почти два года спустя.
21.10.2020. Cathay Dragon, Гонконг. Дочка Cathay Pacific, выполнявшая фидерные рейсы из Китая и других стран Азии в Хаб CX в Гонконге. Ранее называлась Dragonair, закрыта в ходе реструктуризации.
11.11.2020. Austral, Аргентина. Авиакомпания, основанная в 1957 году, за свою историю 7 раз меняла название, принадлежала то правительствую, то была продана Iberia, то снова была национализирована. Планировалось объединить ее с Aerolineas Argentinas, но не успели.
20.11.2020. Flyest, Аргентина. Одна из самых молодых авиакомпаний в списке: она была основана в 2017 году как дочка испанской Air Nostrum. Умерла из-за почти полного локдауна Аргентины.
26.12.2020. Montenegro Airlines, Черногория. Черногорский нацпер давно испытывал финансовые трудности, и вот его, наконец, правительство решило ликвидировать. Однако сообщается о том, что, возможно, она будет реорганизована и превратится в новую авиакомпанию ToMontenegro.
29.12.2020. Palestinian Airlines, Палестина. Эта авиакомпания из Сектора Газа (панки, хой!) уже закрывалась в 2005 году, но в 2012 году снова возобновила работу. Сейчас же на момент ликвидации в ней оставалось всего 8 сотрудников.
В общем, не так страшен был год, как его малюют: в 2020-ом ушли в основном мелкие региональные авиакомпании, которые и так были в сложном положении. Самое интересное ждет нас в 2021-м, друзья! 😉