В России хотят законодательно запретить практикуемый многими авиакомпаниями овербукинг, то есть, продажу большего количества билетов, чем есть мест в самолете. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму группой депутатов. В частности, в нем предлагается прямой запрет перепродажи: «При осуществлении воздушной перевозки пассажиров перевозчиком не допускается реализация количества билетов на воздушное судно, превышающее количество мест на воздушном судне». А если пассажиру все-таки по каким-то причинам места на рейсе не найдется, то авиакомпания должна будет компенсировать пассажиру все связанные с этим убытки, а также выплатить стоимость билета в десятикратном размере, что, по замыслу депутатов, должно сделать овербукинг экономически нецелесообразным.
Сейчас авиакомпании практикуют овербукинг на основе статистики, согласно которой в среднем 10% пассажиров не являются на рейс. Кто-то решает не лететь и сдает билет (либо смиряется с потерей стоимости невозвратного), кто-то опаздывает в аэропорт, у кого-то «слетает» стыковка. Соответственно, логично продать на те же 10% больше билетов, тем более что средняя занятость пассажирских кресел у авиакомпаний даже в доковидную эпоху не превышала 80%, то есть, эту перепродажу можно было практиковать практически безболезненно.
Но лишь теоретически, потому что средняя загрузка в 80% получается, например, если на одном рейсе занято 100% кресел, а на другом только 60%. 10-процентная неявка – это тоже «средняя температура по больнице». Поэтому периодически возникает ситуация, когда и загрузка полная, и все пришли. Соответственно, сразу 19 пассажиров условного «Боинга 737-800» в одноклассной компоновке никуда не летят, потому что для них нет места. Вот этих пассажиров и призван защитить законопроект, поскольку сейчас они могут рассчитывать лишь на отправку следующим рейсом. А что, если этот рейс летит через два-три дня? Хорошо, им предоставят питание и гостиницу, но кто тебе предоставит альтернативную выставку, конференцию, концерт, свадьбу или похороны? Дедушка, пожалуйста, умри попозже, а то я опаздываю!
В западных странах в таких случаях ищут добровольцев, согласных полететь следующим рейсом за компенсацию: например, американская Delta за согласие полететь из Анкориджа в Сиэтл на 4 часа позже предлагала мне ваучер номиналом $500, который можно было потратить на билеты авиакомпании в течение года. У нас же кого снимут – того снимут, не спрашивая.
Кроме того, овербукинг может быть техническим: например, когда нужно отправить пассажиров, потерявших стыковку из-за задержки предыдущего рейса – если их много, то авиакомпания отдаст им предпочтение, а других пассажиров снимет. Законопроект не делает различий между техническим и коммерческим овербукингом, поэтому платить придется и в этом случае – что может вообще сделать убыточным выполнение конкретного рейса. Тогда его будет проще отменить и перебронировать пассажиров на альтернативные рейсы. В этом случае формально никакого овербукинга (а значит, и компенсаций) не будет, хотя пассажиры все равно прилетят в пункт назначения черт знает когда.
Кроме того, риски десятикратных компенсаций будут неизбежно заложены в стоимость авиабилетов.
Напомним, недавно «Аэрофлот» предложил, наоборот, легализовать овербукинг и регламентировать размеры компенсаций, однако обсуждение этой инициативы было отложено. Вероятнее всего, инициатива депутатов является своего рода «ответом» на нее.
Илья Шатилин
Как-то попал на овербукинг у S7. Вернее, прошёл онлайн-регистрацию, пришёл сдавать багаж за минуту до закрытия регистрации, а на стойке вежливо попросили уступить место овербукнутой девушке, которая летела с мамой. Отправили следующим рейсом через час в Шереметьево вместо Домодедово, дали ваучер на 2500 и потом компенсировали такси. Интересный опыт, но я всё равно однозначно за запрет овербукинга.