Многие слышали о различных «свободах воздушного пространства», особенно о седьмой: она в последнее время была на слуху в связи с открытием ее для европейских лоукостеров, которые теперь смогут летать в Санкт-Петербург и ряд других регионов. Однако свободы свободами – а помимо них еще есть межправительственные соглашения, в соответствии с которыми регулируются международные направления. Авиационные власти двух стран выдают допуски на конкретные направления, причем на паритетных началах: грубо говоря, если из Москвы в Берлин 7 раз в неделю может летать российская авиакомпания, то и 7 раз в неделю сможет летать и немецкая, и никак не меньше! Не факт, что обе авиакомпании, конечно, вообще захотят летать так часто и вообще будут летать – но право они будут иметь.
Однако помимо таких межправительственных соглашений существуют также договоры об «открытом небе». Например, «открытое небо» действует между всеми странами Евросоюза. То есть, любая авиакомпания может летать в любые аэропорты любых стран без каких-либо допусков.
Открытое небо действует также между США и Евросоюзом. То есть, любая американская авиакомпания может открыть рейсы в любой город Европы, а любая европейская начать летать в любой город США – нужно, по сути, только договориться с аэропортом и получить слоты. Казалось бы, такие важные и прибыльные рейсы нужно обязательно зарегулировать, а то вдруг будет летать какая-нибудь неугодная авиакомпания – но это в основном российский менталитет; тот же Госдеп США заявляет, что открытое небо стимулирует развитию туризма и торговли, увеличивает продуктивность работы, создает новые рабочие места и двигает вперед экономику. То есть, считается, что рынок способен отрегулировать сам себя.
Интересно, что Великобритания после недавнего выхода из состава Евросоюза автоматически вышла и из соглашения по открытому небу. Однако сразу же заключила отдельное аналогичное соглашение с США и все маршруты сохранились без каких-либо дополнительных согласований.
В начале 2019 года Катар объявил о заключении соглашения об открытом небе с Евросоюзом – для европейских авиакомпаний это означает не только полный доступ на рынки страны, но и отмену необходимости обязательно иметь локальный офис продаж. Самое последнее соглашение об открытом небе было заключено в октябре 2020 года между США и Бангладеш.
Не следует путать «открытое небо» для гражданской авиации с Договором по открытому небу 1992 года, разрешающий свободные полеты самолетов-разведчиков в воздушном пространстве стран-участников для контроля над стратегическими вооружениями. Россия входила в него до 15 января 2021 года после того, как 22 ноября 2020-го из него вышли США.