Наблюдательный часто летающий пассажир иной раз подмечает, что в том или ином аэропорту неожиданно меняется обозначение взлетно-посадочных полос. Например, в Брюсселе в 2013 году полоса 02/20 превратилась в 01/19, в аэропорту Шереметьево в 2016 году полосы 07L/25R и 07R/25L стали называться 06L/24R и 06R/24L соответственно. Это не новое изобретение: например, на опубликованном в этом году спутниковом снимке Ленинграда 1966 года полоса аэропорта, который еще даже не называется «Пулково», обозначена как 13/31, а в 1983 году, когда она была выведена из эксплуатации, она имела обозначение 14/32. Рассказываем, почему так происходит:
Для начала стоит вспомнить, по какому принципу присваиваются номера полосам. Сначала магнитный курс (то есть, отклонение от магнитного северного полюса Земли, от 0 до 359 градусов) округляют до десятков. Потом отбрасывают ноль. Получается число от 1 до 36, при этом ноль не используется, его функцию как раз и выполняет 36. Большинство ВПП могут работать в обе стороны, поэтому имеют двойное обозначение. Разность между числами всегда равна 18 (180 градусов же!)
Если в аэропорту имеются две параллельные полосы, то одна из них всегда будет слева, а другая справа. Соответственно, к числу добавляется буква L или R (left/right). Если параллельных полос три, то и букв три: L, R и C (center). А если их 4, как, например, в Лос-Анджелесе? Приходится немного нарушать принцип и обозначать полосы разными числами, но близкими: в частности, в LAX вы найдете 6L/24R, 6R/24L, 7L/25R и 7R/25L, хотя у всех курс 69,1 градуса в одну сторону и 249,1 градуса в другую.
Но почему же обозначения меняются? Кто-то сдвигает полосу? Дело в том, что магнитные полюса Земли нестабильны, а также существуют местные магнитные аномалии, которые тоже меняются со временем. Поэтому полоса, конечно, остается на месте, а вот компас в этом месте показывает уже немного в другую сторону. В последнее время полюс смещается на 50-70 км в год против 5-7 сто лет назад. И если раньше, например, в Шереметьево магнитный курс составлял 66 градусов в одну сторону и 246 в другую (округляем и получаем 70 и 250, отсюда 07/25), то со временем он «уплыл» до нынешних 64 и 244, и продолжает «двигаться» в том направлении. Поэтому полосы переименовали в 06/24 с соответствующими буквами, а после ввода ВПП-3 и буквы поменялись, поскольку одна из полос оказалась посередине.
Одним из немногочисленных мест на планете, где ВПП не переименовывают, является Канада: там для их обозначения используется не магнитный, а истинный курс, поскольку разница между ними слишком велика (магнитный полюс расположен как раз в районе Канады).
P.S. Внимательный читатель обнаружит на снимке 1966 года строящуюся ВПП-2 ленинградского аэропорта (нынешнюю 10L/28R), пересекающуюся с единственной полосой 13/31. Как же работал аэропорт во время строительства? Очевидно, что на время сооружения пересечения полоса 13/31 могла использоваться не на всю длину, поэтому аэродром в течение некоторого времени мог принимать лишь самолеты, длина разбега и пробега которых не превышает 1500 м – например, в эти ограничения отлично вписываются Ту-124, Ил-18 и Ан-24.
Илья Шатилин