.Многие путают два близких, но все-таки разных понятия: базовый аэропорт авиакомпании и хаб авиакомпании. Это совершенно не одно и то же, и сейчас мы расскажем, в чем между ними разница.
Базовый аэропорт, он же аэропорт базирования или просто база у некоторых ассоциируется с авиабазой, то есть, чем-то большим и масштабным: и у военных это действительно так. Однако в гражданской авиации достаточно держать в аэропорту всего один самолет и какое-то количество экипажей. Если маршрутная сеть авиакомпании построена таким образом, что один самолет выполняет рейсы из конкретного аэропорта и потом туда возвращается, там же проходит короткие формы техобслуживания, и туда же возвращаются экипажи, то вот вам и база. Причем вовсе не обязательно, что забазирован будет конкретный борт. Нет, сами самолеты могут меняться в зависимости от маршрутной сети, но количество возвращающихся к концу дня самолетов постоянное и главное, что экипажи возвращаются домой.
Если же борт просто ночует в аэропорту, прилетев поздно вечером и улетев рано утром, а экипажи живут в гостинице, то такой аэропорт базовым не считается даже при продолжительной стоянке. Нет экипажей — нет базы.
Бывает даже так, что самолет в аэропорт выполняет разворотные рейсы, а экипажи есть: тогда это называется базой иностранных экипажей (foreign crew base). Они используются для дальнемагистральных рейсов, например, такие базы существовали до пандемии у Cathay Pacific (Гонконг) в Канаде.
Небольших баз с 1-2 самолетами особенно много у европейских лоукостеров вроде Ryanair или Wizz Air. Там большое количество местных экипажей решает еще и задачу языкового барьера: неважно, поляк вы, летящий из Польши, испанец из Испании или венгерец из Венгрии (или обратно) — с вами будут говорить на родном языке.
Хабовый аэропорт, он же узловой, он же хаб — это понятие, связанное не с базированием самолетов и не с экипажами, а с маршрутной сетью. Хабовая модель предполагает маршрутную сеть с топологией типа «звезда»: из одного хабового аэропорта выполняются рейсы в множество других; из одного в другой можно попасть только с пересадкой в узловом аэропорту. Такая модель долгое время доминировала в России, когда авиасообщение между регионами было замкнуто на Москву; сейчас усилиями правительства (точнее, его субсидиями) развивается прямое сообщение: в 2017 году минуя Москву летали лишь 23% пассажиров, в 2018 году В.Путин поставил задачу довести количество маршрутов в обход Москвы до 50% к 2024 г.
В маленьких странах хабовый аэропорт, как правило, один: например, Амстердам в Нидерландах или Хельсинки в Финляндии. В больших странах типа США, Канады и России у каждой крупной авиакомпании по несколько хабовых аэропортов. Например, у Air Canada хабы в Ванкувере, Калгари, Торонто и Монреале, «Аэрофлот» в этом году запустил хаб в Красноярске в дополнение к московскому и петербургскому (оттуда выполняются рейсы дочерней «России» под коммерческим управлением нацпера) и т.п.
Хабовый аэропорт обычно является и базовым для той же авиакомпании. Можно даже сказать «всегда является», потому что мы не знаем ни одного исключения из этого правила, кроме так называемых scissors hub с полетами по 5-ой свободе воздушного пространства, о чем мы напишем отдельную статью. В остальном любой хаб — это база, но не любая база — хаб. У многих авиакомпаний есть только базы, но нет хабов, потому что их маршрутная сеть строится условно по принципу «каждый с каждым», то есть, point-to-point, когда пары городов соединяются друг с другом напрямую.
Почему нет ни одной статьи с макса21?
А это что? https://www.frequentflyers.ru/2021/07/21/azimuth_a220/