Aviation Week опубликовала очередной аналитический отчет Air Transport Worldwide 2021 о положении дел в авиационной отрасли в разных странах мира.
Международное авиасообщение по-прежнему в упадке: в целом по всему миру объем перевозок на МВЛ (пассажирооборот, выраженный в коммерческих пассажиро-километрах) был в мае 2021 года на 85,1% ниже, чем в мае 2019-го. У азиатских же авиакомпаний, которым многие пророчили наиболее быстрое восстановление, никакой положительной динамики нет: если в мае 2020 года их объем перевозок на МВЛ был на 94,3% ниже, чем в мае 2019-го, то в мае 2021-го – на 94,2% ниже. У европейских авиакомпаний международный трафик на 84,7% ниже доковидного уровня, у ближневосточных на 91,3%, в Латинской Америке на 75,1% ниже, в Северной Америке – на 74,4%, в Африке – на 71,4%.
Лучше всего чувствуют себя авиакомпании, ориентированные на внутренние перевозки. Быстрее всего рынок восстанавливается в крупных странах с отсутствующими или незначительными ограничениями на поездки внутри стран: это Китай, Бразилия, США и Россия. Причем если в Китае пассажирооборот на внутренних перевозках в мае 2021 года вырос на 6,3% относительно показателя мая 2019 года, то Россия лидирует с приростом в 22,6% за тот же период. При этом в среднем по всему миру объемы перевозок на ВВЛ за два года, по данным ИАТА, упали на 23,9%. Например, объемные внутренние рынки до пандемии были в Австралии и Канаде: они пока не восстановились из-за локдаунов; в Индии и Японии они начали были снова расти в этом году, но резко обвалились после начала волны дельта-штамма.
Однако и на ВВЛ рынок восстанавливается за счет рекрационного туризма и частных поездок, а не делового, который вообще теперь вряд ли вернется на докризисный уровень. Например, в США количество личных деловых встреч и деловых мероприятий (то есть, основных поводов для командировок) по итогам 2020 года сократилось на 76%, и даже сейчас, в середине 2021 года, лишь 35% компаний отправляет сотрудников в командировки (такие данные приводит US Travel Association, американская ассоциация компаний туриндустрии). Однако надежда на восстановление есть, поскольку, например, для выставок и других мероприятий, предназначенных для установления деловых контактов, замены в мире зумов и тимза нет.
30 авиакомпаний из разных стран мира до этого в любом случае уже не доживут – они прекратили полеты – а вот крупнейшие российские перевозчики чувствуют себя куда увереннее многих западных. Так, по итогам 2020 года группа «Аэрофлот» перевезла 30,157 млн. пассажиров, пассажирооборот составил 68,014 млн пассажиро-километров, а средняя загрузка кресел – 73,6%; это позволило занять 14-е место в мире по пассажирообороту и 3-е среди европейских перевозчиков. А S7 Airlines за счет изначальной ориентации на ВВЛ, хабы за пределами Москвы и возможность освоения субсидий на перевозки в обход столицы потеряла меньше всего трафика: пассажиропоток в 2020 году упал на 12,1% относительно 2019 (12,349 млн.), пассажирооборот – на 11,1% до 25,125 млн. пассажиро-километров.
Илья Шатилин