Бортпроводники скоро смогут, наконец, связывать авиадебоширов: Госдума приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий им применять спецсредства против неадекватных пассажиров. Сейчас для этого применяют подручные средства, например, упаковочный скотч или ремни, что незаконно – даже при появлении маленького синяка пассажир потом может привлечь бортпроводников к ответственности за превышение служебных полномочий. Новый закон как раз и разрешает экипажам применять средства сдерживания без юридических последствий для себя. Впрочем, «жертве» чаще всего уже бывает не до предъявления претензий экипажу.
Как правило, в качестве таких спецсредств используются специальные пластиковые наручники, похожие на строительные хомуты-стяжки. Силой их разорвать не получится, а при попытке это сделать будет еще и очень больно. Они весят несколько десятков граммов и практически не занимают места. Конструкция одноразовая: чтобы освободить «пленника», ее просто разрезают.
Дебошир со стажем, правда, может, эти пластиковые наручники просто перепилить капроновыми шнурками от ботинок. Поэтому бортпроводникам нужно ещё и дебошира скрутить так, чтобы руки были закреплены за спиной, но тогда он не сможет сидеть на своём кресле. А значит, нужно связывать и ноги, класть негодяя в проход и обеспечивать его безопасность во время турбулентности и захода на посадку. Так что скотч вряд ли куда-то денется.
В первом чтении законопроект был принят ещё в мае 2019 года. Его вместе с «чёрными списками» активно лоббировал «Аэрофлот», который из-за своих масштабов статистически больше всех страдает от дебоширов. Однако списки легализовали в 2018 году, пусть и в беззубой форме, а законопроект о спецсредствах затянули до сих пор.