Саша Беленький — это не сын персонажа «Бригады», а путешественник если не по призванию, то, во всяком случае, по профессии. Ездить в разные города и страны, а потом писать об этом репортажи — его основная работа. Вообще он вроде как автопутешественник, но на своей машине проезжает всего 5 тыс. километров в год, так что, получается, он самый что ни на есть продвинутый авиапассажир, которому самое место на Frequentflyers.ru.
— Насколько часто ты вообще летаешь? Сколько сегментов в год?
— Считал это только однажды, в 2012 году. Получилось 80 сегментов. Потом как-то вёл «дневник полётов» (есть такой сайт, куда заносил все данные о перелётах), но давно забил на это.
Но вообще не помню, чтобы летал реже раза в месяц.
— В основном это короткие или длительные перелеты?
— Здесь всё непредсказуемо. Всегда по-разному, и всё меняется: если два года назад я постоянно летал по Европе, в этом году длинных перелётов было больше. От четырёх часов и дольше.
Со временем я вообще длинные больше полюбил, хотя поначалу не знал, чем себя занять.
— И чем ты себя теперь занимаешь?
— Работаю или сплю. Наверное, это звучит смешно, но на земле не находится достаточного количества времени, чтобы поспать, а огромное количество отвлекающих факторов часто мешают сосредоточиться. Так что я против интернета на борту. Хотя иногда пользуюсь.
— Хорошо ли тебе спится в экономе? Есть какие-то секреты, чтобы заснуть?
— Я ни разу не летал бизнесом, так что не с чем сравнивать. Заснуть проще всего на взлёте и посадке. Многие компании до сих пор просят отключить все устройства и зорко следят за этим.
Секреты? Наушники в уши, спокойную музыку в плейер, повязку на глаза. Даже орущие дети не потревожат.
— А выпить накануне?
— Не вижу связи. Кто-то советует?
— Конечно, многие же перед вылетом накатывают, чтобы быстро заснуть и не так страшно было лететь.
— Мне не страшно, может, в этом дело? В самолёте редко пью, всё-таки на высоте оно по-другому действует. Но если летишь, например, Emirates, грех не заказать виски, а у Air France не выпить вина. Но на сон оно не влияет. Привычка выработалась уже: как только самолёт начинает разгон по ВПП, я уже вижу первый сон. Просыпаюсь через полчаса, как раз к началу обслуживания.
— А где ты любишь сидеть, чтобы поспать?
— У окна.
— Какие-то есть вообще предпочтительные места у тебя в самолетах?
— В какой части самолёта, не важно, но ближе к хвосту есть шанс, что место соседа окажется пустым.
А шторка иллюминатора у меня всегда закрыта. В отличие от некоторых путешественников, для меня полёт это не нечто особенное, а просто способ доставки себя из одной точки на планете в другую.
— Но на взлете и посадке все равно приходится ее открывать, или ты как-то умеешь договариваться с кабинным экипажем или иначе маскироваться — шторка, наушники опять же?..
— Я про основной полёт. С наушниками на взлёте тоже есть хитрость, но я не буду её рассказывать
Скажу лишь, что прибегаю лишь в крайних случаях, когда кричащие дети сидят совсем близко.
— Нет, ты уж расскажи, а то я расскажу свою и припишу ее тебе.
— Может, ещё про то, как получить еду бизнес-класса, сидя в экономе, рассказать?)
— Конечно! И как попасть в бизнес-зал, если у тебя билет в эконом.
— Ну, тут совсем просто: 400 долларов в год творят чудеса. Или золотая мильная карта, но она ограничивает возможности.
— 400 долларов — вполне ощутимые деньги, а на золото еще надо налетать. Можно сделать это бесплатно, но вернемся все-таки к наушникам и еде…
— С наушниками просто: если в толстовке с капюшоном летишь, надел капюшон, спрятал наушники, прислонился к окну и спишь (или типа спишь). Главное, чтобы пристёгнутый ремень было видно.
— Я почти так же делаю, только наушники беру специальные беспроводные с оголовьем — кажется, что они сняты и висят на шее. А что с едой?
— А с едой это шутка была. Хотя ты, конечно, скажешь, что всё возможно, но сам секрет не раскроешь. Про еду — когда покупаю билеты сам, беру кошерное питание. Но это тоже старая «фишка»?
— Конечно, KSML — это известная история, причем можно заказывать его даже если билеты покупаешь и не сам. А где кошерное питание самое кошерное?
— Самое кошерное питание у EL AL.
— Ахахаахха. Ну, а у тебя-то какая любимая авиакомпания и почему?
— Прямо одной какой-то любимой нет. Есть нелюбимые, но об этом не будем? Могу назвать несколько перевозчиков, которые мне очень симпатичны, и при прочих равных я бы выбрал именно их: из европейцев это Lufthansa и KLM, из азиатов это Cathay Pacific, Emirates и Turkish Airlines.
— Будем и о нелюбимых, подожди. А чем тебе нравятся именно вышеперечисленные? Что в них особенного?
У каждой что-то своё. Ах да, я забыл про Brussels Airlines, давно ими не летал. Если честно, в целом все международные авиакомпании примерно одинаковые сегодня. Просто есть те, кто предлагает бесплатный алкоголь и даёт железные приборы, а другие дадут бутерброд-треугольник за весь полёт. Все эти различия — они исключительно в мелочах. Но кому-то эти вещи важны.
— А что для тебя самое важное в авиакомпании?
— Самое-самое? Одно?
— Ну, одно-два, иначе это будет стандартный список хотелок
— Дружелюбность и вежливость. Потому что у всех бывают задержки, замены бортов, разные технические косяки. А полёт для многих пассажиров — штука нервная сам по себе. Именно в таких ситуациях и проявляется «качество» компании. А конфетки перед взлётом или бесплатное вино — это ерунда.
— Тогда расскажи, у кого с этим хуже всех и кем бы ты никогда не полетел ни за какие коврижки?
— Ты и сам знаешь. И знаешь почему именно я так отношусь теперь к такой компании.
— Ну это я знаю, а читатели-то не знают. Кстати, даже неверную жену можно простить. А что должен сделать Аэрофлот, чтобы ты перестал его ненавидеть?
— Для начала извиниться на официальном уровне. Ну и уволить мудака, на которого жалуются десятки пассажиров, обвиняют в хамстве и вымогательстве, а его держат по блату.
Если быть совсем честным, я хоть декларирую, что не летаю Аэрофлотом, за прошедшие с конфликта два года трижды ими летал. Когда лететь было надо, а других вариантов не было.
Все мои претензии сводятся к их отношению к клиентам. И как раз в экстремальных ситуациях они сразу пускаются в хамство, что на уровне персонала, то и на уровне компании.
Кто научил их, что клиент всегда неправ — не знаю.
— Так а в чем ты был «неправ», по мнению того нехорошего человека?
— Неправ в том, что формально у меня было два места ручной клади вместо одного. Чемодан, подходящий по габаритам+рюкзак с фототехникой. Я ему объяснил это, он не захотел слушать и сразу включил бычку и хамство. Сказал, что тогда отказывается регистрировать, я попросил выдать письменный отказ в таком случае. И завертелось. Всё описано в посте, собственно.
Формально я действительно хотел пройти с двумя местами ручной клади, но фототехника, как известно, в багаж не сдаётся и взвешиванию не подлежит — а у меня две большие камеры. Кроме них, ноутбука и зарядок, в рюкзаке больше ничего.
Кстати, и до и после той истории меня иногда просили сдать все-таки чемодан, но вежливо и тактично. Иногда пропускали, после того, как я показывал содержимое рюкзака.
Здесь сразу включилась бычка и «большой начальник». Я даже бегал за ним вдоль стойки регистрации с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть его прекрасный портрет.
Никогда и нигде больше не встречал такого цирка. А в сети он оказался очень известным персонажем, на него куча жалоб, в том числе в вымогательстве.
Насколько известно, сейчас господин Косов продолжает работать.
— А какие, наоборот, были ситуации, когда авиакомпании шли на нарушение инструкций, чтобы пойти навстречу тебе, пассажиру? Мне вот выдавали просто так посадочный на опаздывающего к регистрации пассажира. Без всяких документов. А тебе что запомнилось?
— Ничего выдающегося не помню, как я говорил в начале нашей беседы, для меня полёт это как на автобусе в соседний район съездить. Если бы той истории с Аэрофлотом не случилось, может, и вспомнить было бы нечего. Ах да — я никогда не опаздывал на самолёт! И надеюсь, сегодня не опоздаю — через пару часов снова в путь.
— То есть ты всегда так заранее выезжаешь? Как тебе это удается?
— Рассчитываю время. Иногда приезжаю в аэропорт не за два, а за четыре часа. Не из за боязни опоздать, просто мне удобнее сесть и поработать пару часов в аэропорту, чем сидеть до упора дома.
— Какой у тебя любимый аэропорт? Где удобнее всего работать в ожидании рейса?
— В Москве люблю Шереметьево (Е и Д) за современность, ещё Внуково за пустынность.
В аэропортах Ататюрк, Схипхол, Дубаи и Франкфурт, где я много раз пересаживался, есть «любимые» места — где добивает вайфай. А самый удобный из всех, где я был — аэропорт Хельсинки.
Но теперь у меня есть priority pass (хвастаюсь), и сегодня первый раз пойду в бизнес. Говорят, там бесплатный вайфай и томатный сок без ограничений.
— Томатный сок на земле — не труЪ! ОК, а какие у тебя нелюбимые аэропорты?
— Домодедово (за два косяка, которые они упорно не хотят исправлять), плюс «средний по больнице» советско-российский аэропорт, типа Иркутска, Ростова, Кемерово, Астрахани, Минска.
Там совершенно тупая система, когда регистрация начинается за два часа, а досмотр пассажиров — за час. И вот приезжаю я раньше поработать — и хренушки. Даже имея посадочный на руках, ты всё равно не пройдёшь в зону вылета. Когда начинается досмотр — приходится толпиться.
— А что за два косяка в Домодедово?
— 1. Жопа с парковками. 2. Большая жопа с паспортным контролем на прилёте. Хотя, в случае с первым — спасает Аэроэкспресс, со вторым — иногда везёт.
— А ты часто ездишь в аэропорт на машине? Ненадежно же!
— Ненадёжно. На машине езжу в Шарик, ибо ближе по МКАД, чем через центр с тремя пересадками. Ну и ночью.
— Так, а расскажи теперь, какой у тебя любимый тип самолета? И вообще, старался ли ты когда-нибудь взять какие-то билеты так, чтобы полететь именно на нем?
— Не, тут я не фанат. Люблю хорошие современные самолёты, а Боинг или Аэробус это — не принципиально. Единственное, что предпочитаю на дальнемагистральных A330 777-му из-за компоновки. 2-4-2 удобнее, чем 3-4-3. На «Суперджете» не летал, стрёмно. Старался ли я взять билеты, чтобы специально полететь? Да, один раз купил в Вашингтон Люфтганзовский 747-8, потому что обещали Интернет на борту за 20 евро в течение всего полёта. А он не работал
А компоновка у широких «Боингов» все-таки не очень нравится (иметь одного соседа, сидя в ряду у окна лучше, чем двух — у 330 по два кресла) Ну и один раз ради интереса полетел на A380. Да, большой. Да, иллюминаторы почти как у меня в квартире окна. Но не более. В экономе ты все равно сидишь в своем кресле и носа не суешь. Что у Джамбо, что у 380 весь прикол во втором этаже, а там бизнес и первый.
— А нелюбимые самолеты есть? На чем ты категорически не полетишь или полетишь только в крайнем случае?
— Любые старые советские самолёты. Они отжили своё. Все эти Тушки, Яки, так далее.
На Суперджете тоже в крайнем случае. Предрассудки, может быть. Но не доверяю я этому самолёту. Туда же Fokker 100.
— Ну а чем Туполь 1990 года хуже того же по возрасту «Боинга»?
— Тем же, чем ВАЗ-2106 хуже VW Passat одного и того же 1990 года. Как минимум — салоном.
В том памятном стамбульском рейсе я летел на ИЛ-96, это чуть ли не последний рейс АФЛ на нём был. Ну неудобно же. Багажных полок у среднего ряда нет, а там, простите, 40 рядов по три кресла. И где им всё это размещать?
Илья Шатилин
400 долларов в год для пересаживания в бизнес, это о чем речь?
Это он о бизнес-залах с картой Priority Pass.
Priority Pass. И не для бизнес-класса на борту, а бизнес-зала в аэропорту.