Авиакомпании приостанавливают полёты в США из-за запуска сетей 5G: Emirates, All Nippon Airways и Japan Airlines отменили большое количество международных рейсов в американские аэропорты. Дело в том, что они выполнялись на Boeing 777, по поводу которых Boeing на днях разослал уведомление о том, что радиовысотомеры этих самолётов могут некорректно работать в аэропортах городов, где развёрнуты сети 5G. На самом деле 5G влияет на безопасность полётов примерно так же, как на распространение ковида, облысение детей или чипирование. Сейчас подробно расскажем, в чём тут дело:
Итак, радиовысотомер в самолёте работает по принципу радара: грубо говоря, излучаемый им сигнал отражается от земной поверхности, замеряется время прохождения, рассчитывается расстояние. Для работы радиовысотомеров выделен диапазон 4200-4400 МГц, чаще всего используются частоты около 4300 МГц.
Данные с радиовысотомера используются, в частности, для точного захода на посадку по второй и третьей категориям ИКАО (Cat.II/Cat.III) – это условия с ограниченной видимостью земной поверхности. Также радиовысотомер используется для работы системы предупреждения о столкновении с землей. Радиовысотомер – не единственный способ определения высоты самолёта: есть также барометрические высотомеры и определение высоты по спутникам; радиовысотомер наиболее эффективен на небольших высотах (ниже 2500 футов, 762 метров) из-за большей точности и учёта особенностей рельефа.
Теперь о 5G. В США начали развертывать сети мобильной связи в диапазоне 3700-3980 МГц (часть диапазона n77). Этот диапазон вводили поэтапно, тремя «блоками»: блок А – 3700-3800 МГц, разделённый на поддиапазоны шириной по 20 МГц каждый. Затем блок B 3800-3900 МГц, тоже нарезанный по 20 МГц, и затем блок C 3900-3980 МГц, тоже нарезанный по 20 МГц. Ещё одну полосу 3980-4000 МГц оставили в качестве защитного интервала для того, чтобы не возникало интерференции с системами радиосвязи, работающими на частотах 4000-4200 МГц. Которых, впрочем, пока нет.
Частотные аукционы прошли ещё в 2020 году, сейчас же сети построены и готовы к запуску в коммерческую эксплуатацию. И вот тут-то кому-то пришло в голову, что может возникнуть интерференция с радиовысотомерами! Очевидно, что это ересь, потому что между коммерческими сетями 5G и радиовысотомерами, помимо достаточного защитного интервала в 20 МГц спектра (это очень много, в радиосвязи чаще всего используются гораздо более узкие интервалы, например, в диапазоне 2,5-2,7 ГГц ширина интервалов – всего 1 МГц), находится ещё 200 МГц незанятого спектра! Ещё можно было бы поверить в интерференцию с системами в верхней части этого диапазона, но ведь выключить требуют 5G на гораздо более низких частотах!
А в России, например, весь диапазон 3600-4200 МГц выделен для космической связи, и почему-то ни один самолёт из-за интерференции с высотомером не упал. В ряде стран этот диапазон также используется для 5G (Великобритания, Южная Корея и сама Япония) – и тоже все «Боинги» почему-то летают без проблем.
То есть, конечно, возможна ситуация, когда радиовысотомер настолько плох, что «ловит» сигналы в широком диапазоне частот, а не только свой отражённый сигнал. Или сигнал базовой станции настолько мощный, что создаёт в приёмнике интермодуляционные искажения. Но стоит вспомнить, что базовые станции 5G не «светят» равномерно во все стороны, а при помощи антенных решёток формируют направленные пучки сигнала в направлении абонентов, и уж никак эти пучки не могут быть направлены в небо, точно в антенну приёмника радиовысотомера.
Ещё раз подчеркнём: никаких научных доказательств того, что радиовысотомеры могут некорректно работать из-за 5G, нет. Зафиксированных случаев некорректной работы тоже нет. Да и не может быть, потому что сети только-только запускаются. Единственное исследование, на основе которого строятся все «обвинения», было проведено в 2019 году ненаучным способом: там взяли 9 неких авиационных радиовысотомеров (каких именно, откуда, в каком техническом состоянии и т.п. – неизвестно) и использована неправильная методология: у авторов исследования самолёт при посадке пролетает над торцом полосы на высоте в три с лишним раза большей, чем в реальности – по факту же изменения показаний высотомеров не выходят даже за пределы заявленной погрешности. Подробности.
Наконец, даже если от страшного 5G-излучения радиовысотомер вообще сгорит, а пилоты и пассажиры чипируются, самолёт не упадёт камнем вниз, а в худшем случае уйдёт на второй круг или на запасной аэродром с более простыми метеоусловиями. Впрочем, бывали стечения обстоятельств, когда из-за ошибочных и очень далёких от реальности показаний одного из радиовысотомеров (а их как минимум два) и неправильных действий пилотов происходила катастрофа.
То есть, сейчас происходит преувеличение и натягивание совы на глобус: просто кому-то из чиновников на фоне истерии малообразованных слоёв населения пришла в голову идея о том, что 5G может быть опасным, и… и теперь эти чиновники добились того, чтобы провести дополнительные исследования того, что 5G таки не повлияет на безопасность полётов. А значит, выделены бюджеты на то, чтобы доказать, что операторы связи – не верблюды, и с этих бюджетов кто-то будет кормиться – вот самое логичное объяснение происходящему.
Илья Шатилин
Расскажите про гармоники и динамические характеристики приемников. Сильный сигнал, отстоящий даже на десятки мегагерц, всё же может влиять на приём.
Именно, ключевое слово «сильный». Одно дело в лаборатории лупить прямо в приемник, другое дело реальная БС с бимформингом.
https://www.ainonline.com/aviation-news/air-transport/2022-01-06/prospect-5g-interference-avionics-long-term-concern
https://leehamnews.com/2022/01/18/us-5g-roll-out-ignores-concerns-for-air-transport-safety/
Как легко можно заметить, проблема прежде всего в miscommunication регуляторов FCC и FAA, и собственно индустрий — телеком и авиация.
В основе, конечно, бодание больших парней и больших денег.
Проблема на самом деле потенциально серьезная. Аргументы «в других странах прокатило» несерьезны:
McVenes equated arguments by the CTIA that 5G hasn’t interfered with altimeter function in the other countries to comparing “apples to oranges” because of differences in power levels and the fact that they operate at the low end of the 3.7 to 3.98 GHz frequency range.
Если ATT и Verizon начнут детально обсуждать уровни мощности базовых станций под глиссадами, дадут информацию по каждому сектору…
Как заметил один комментатор:
. It also seems that the urgency is due in part to the fact the telecoms shown little interest in sharing specifics with the aerospace industry, including the location of towers (as I recall they would only share if there was a non-disclosure agreement in place that would effectively handcuff the industry if there were any issues discovered):
А как же Япония, где еще ближе? И опять-таки, где задокументированные сбои на реальных ВС в реальных аэропортах США? А их нет. Более того, «проблема» возникла не вчера, а два с лишним года назад, просто сейчас сети построены и включены. Но за столько времени никто из FAA толком не озаботился тестированием. Поэтому сейчас это просто пустопорожний хайп и шапочки из фольги.