Все знают, что законцовки крыла предназначены для экономии топлива, однако насколько именно? Агентство Cirium провело исследование и выяснило, что для разных типов воздушных судов на разных маршрутах показатели эффективности отличаются. И вот что получилось:
В среднем по больнице законцовки крыла, они же винглеты, снижают расход топлива на 3,45%. В целом же показатели эффективности варьируются от 1 до 10 и более %. Так, в частности, Boeing 737-800 на маршрутах Бангкок-Пекин при наличии законцовок расходует аж на 10,49% меньше топлива по сравнению с его же модификацией с прямым крылом. На других маршрутах экономия составляет 5-7%. Вероятно, именно поэтому практически невозможно найти Boeing 737-800 без законцовок крыла: хотя они в принципе выпускались (винглеты формально – это опция), на подавляющее большинство машин винглеты были установлены позднее.
Весьма полезна установка винглетов и на Boeing 767-300: на маршруте Лондон-Чикаго они экономят 8,73% топлива, а из Майами в Сан-Хуан с ними можно заливать на 9,71% топлива меньше. На эти машины винглеты устанавливаются значительно реже в силу почтенного возраста большинства летающих Б763: опция появилась относительно недавно и зачастую установка экономически нецелесообразна.
Есть в таблице данные и из России: «Аэрофлот» на маршрутах Сочи-Москва за счет винглетов экономит на Airbus A320 в среднем 2,82% топлива, а на A321 – 6,53%. Тут стоит отметить, что речь идёт о противопоставлении A320/A321 с шарклетами (выпускаются с 2012 года) с ранними машинами, оснащёнными вертикальными законцовками в виде стрелочек/птичек (Wingtip Fence) – поэтому и разница не настолько впечатляющая.
3-4% можно сэкономить за счёт винглетов на Boeing 757-200 и около 5% на Airbus A319 – это тоже редкие звери из-за того, что большинство этих машин выпущено до появления новой опции.
Маршрут | Расстояние (км) | 737-800 | 757-200 | 767-300 | A319 | A320 | A321 | Среднее |
AER-SVO | 1403 | -2.82 | -6.53 | -4.68 | ||||
ATL-MSP | 1458.53 | -3.47 | -3.47 | |||||
ATL-SNA | 3079 | -4.09 | -4.09 | |||||
BKK-PEK | 3316 | -10.49 | -10.49 | |||||
BOG-MIA | 2436 | -5.30 | -5.30 | |||||
BSB-FOR | 1691 | -4.26 | -4.26 | |||||
CAN-NRT | 2945 | -8.39 | -8.39 | |||||
CKG-LXA | 1521 | -5.01 | -5.01 | |||||
CKG-LZY | 1190 | -4.80 | -4.80 | |||||
CKG-PEK | 1464 | -7.01 | -2.28 | -5.20 | -4.83 | |||
CTU-SYX | 1472 | -2.89 | -2.61 | -2.75 | ||||
CTU-SZX | 1318 | -4.58 | -2.85 | -6.34 | -4.59 | |||
DAD-ICN | 2978 | -6.59 | -0.24 | -3.41 | ||||
DCA-MIA | 1483 | -5.20 | -5.20 | |||||
DEL-GOI | 1503 | -3.46 | -3.46 | |||||
DFW-LAX | -.79 | -4.94 | -2.86 | |||||
DMM-GIZ | 1299 | -3.12 | -3.12 | |||||
DTW-MCO | 1543 | -3.20 | -3.20 | |||||
DTW-MIA | 1846 | -4.39 | -4.39 | |||||
FLL-YUL | 2230 | -3.33 | -3.33 | |||||
GRU-JPA | 2190 | -4.67 | -4.67 | |||||
HKG-NRT | 2960 | -6.03 | -0.98 | -3.50 | ||||
HLP-KNO | 1416 | -3.64 | -3.64 | |||||
IAH-MIA | 1550.15 | -5.18 | -5.18 | |||||
ICN-NRT | 1257 | -6.67 | -6.67 | |||||
LAS-MEX | 2427 | -2.61 | -2.61 | |||||
LHR-ORD | 6344 | -8.73 | -8.73 | |||||
LXA-XIY | 1777 | -3.23 | -3.23 | |||||
MIA-SJU | 1681 | -9.71 | -9.71 | |||||
MIA-YYZ | 1990 | -3.81 | -3.81 | |||||
NGB-XIY | 1300 | -2.22 | -2.22 | |||||
NRT-PVG | 1797 | -3.91 | -3.19 | -3.55 | ||||
NRT-TPE | 2182 | -7.10 | -1.72 | -4.41 | ||||
PEK-ZUH | 2032 | -4.80 | -4.80 | |||||
PVG-ZUH | 1316 | -4.59 | -4.59 | |||||
URC-XIY | 2106 | -1.63 | -1.63 |
Стоит отметить, что помимо экономии топлива винглеты также позволяют снизить шум во время полёта в среднем на 6%.
Впервые эффект от винглетов был зафиксирован аж в 1897 году, когда и самолётов ещё толком не было. Тогда один из основоположников аэродинамики инженер Фредерик Ланчестер, наблюдая за парящими чайками, заметил, что они поднимают вверх кончики крыльев, и описал это в своей работе «Парение птиц и возможности механического полёта».
Принцип действия законцовок очень прост: подъемная сила крыла возникает из-за разницы давления над крылом и под ним. Однако если край крыла ровный, то воздух свободно будет перетекать через него снизу вверх. А поскольку крыло при этом движется вперед, то в этом месте образуются вихревые потоки. На создание этих потоков тратится часть мощности двигателей, то есть, часть топлива сгорает зря.
Для борьбы с перетеканием и нужны законцовки. Они бывают разных типов; самые первые представляли собой вертикальную конструкцию — «забор», преграждающий путь воздуху. Они так и называются: Wingtip Fence, их можно увидеть на Airbus A300, A310 или ранних A320 (до 2012 года выпуска). Более эффективными считаются саблевидные винглеты изогнутой формы с заостренным концом. На самолетах старых серий типа Boeing 737 или Airbus A320 их загибают вверх, чтобы не увеличивать размах крыла и избежать переоборудования аэродромов, уже сертифицированных под данный тип.
Новые модели сразу проектируются с законцовками крыла подобной формы — например, Airbus A350 или Boeing 787. Тогда вверх ничего не торчит, такое крыло легче и дешевле, а также не создает дополнительных ограничений по скорости бокового ветра при взлете и посадке. Вес, кстати, особенно важен: на многие старые типы самолетов нет смысла ставить винглеты просто потому, что увеличение веса из-за них установки компенсирует возникшую экономию из-за улучшения аэродинамики.
Илья Шатилин