Airbus A380 – самый большой пассажирский самолёт в мире, однако мало кто знает, что у него должен был быть американский конкурент, разрабатывавшийся в те же годы по другую сторону океана. Lockheed Martin в 1996 году разработала концепт VLST – Very Large Subsonic Transport. Поскольку A380 в те годы находился ещё на ранних этапах разработки, идея Lockheed Martin заключалась в том, чтобы сделать самолёт, который во всём бы превосходил Boeing 747 и мог бы использоваться в качестве пассажирского, грузового и военно-транспортного самолёта, и был бы при этом в полтора раза больше конкурента. При этом сразу было понятно, что разработка такой машины исключительно как военно-транспортной никогда бы не окупилась, поэтому смысл и был в том, чтобы предложить её и гражданским заказчикам. Подробнее:
Замысел был впечатляющим: 635 тонн максимального взлётного веса (у A380 – 560 т, у B747-8 – 448 т), 80 метров в длину, размах крыла в 86 метров – поэтому оно должно было быть складывающимся, и при рулении в аэропорту самолёт не превышал бы 65 метров в ширину. Дальность полёта должна была достигать 6000 км, а полезная нагрузка – 180 тонн (против 132 т у грузового 747-8F).
И самое главное: этот самолёт предлагалось загружать стандартными морскими 40-футовыми контейнерами, которых можно было бы взять 16 штук. А при перевозке пассажиров дальность могла быть втрое больше – от 13 до 18 тысяч километров в зависимости от компоновки: 650-950 человек.
Чтобы всё это взлетело, предполагалось использовать 4 двигателя GE90 (такие стоят на Boeing 777), в том числе по необычной схеме: на одном из чертежей два под крылом, и два в хвосте (крыло-то складывающееся, и разместить на нем четыре двигателя – значит значительно его утяжелить).
Использование самолётов сверхбольшой вместимости в те годы рассматривалось как оптимальное решение проблемы нехватки слотов в крупных аэропортах в условиях роста пассажиропотока и грузооборота.
Были даже просчитаны наиболее подходящие маршруты для гиганта: из Лондона в Токио, Гонконг и Сингапур, из Нью-Йорка в Лондон, Париж и Франкфурт, из Токио в Сан-Франциско, Лос-Анджелес и на Гавайи, а также из Гонконга в Сан-Франциско. Собственно, на большинстве этих направлений летают или летали до пандемии Airbus A380.
Общий объём рынка оценивался в 280-370 самолётов к 2010 году.
Предполагалось, что стоимость разработки составит $8-15 млрд в ценах 1996 года ($14-27 млрд в нынешних ценах), а стоимость одного самолёта – $200-300 млн. ($364-550 в нынешних ценах). И вот тут-то и возникла проблема: самолёт оказывался слишком дорогим для того, чтобы авиакомпании и лизингодатели могли себе позволить такую машину. В итоге проект заморозили «до лучших времён», и правильно сделали: программа Airbus A380 оказался для Airbus убыточной и была свёрнута раньше времени – последний самолёт был выпущен буквально на днях.
Оказалось, что будущее за относительно небольшими, но «дальнобойными» самолётами, которые позволяют выполнять прямые рейсы между произвольными парами городов, в то время как хабовая модель, при которой сначала всех пассажиров привозят фидерными рейсами в один большой аэропорт, сажают в огромный самолёт, а потом развозят из другого большого аэропорта не так удобна для пассажира из-за необходимости два раза пересаживаться и, как правило, много времени проводить в аэропортах из-за небольшого количества трансферных волн: всё-таки подстроиться под 2-3 рейса на условном «Дримлайнере» утром, днем и вечером куда проще, чем везти всех пассажиров на одном VLST. Ну, и не забываем о том, что четырёхдвигательный самолёт расходует значительно больше топлива по сравнению с двухдвигательным как минимум за счет «лишнего веса» и увеличенного аэродинамического сопротивления. Например, Airbus A330-300 расходует 5700 кг топлива на час полёта, а A340-300 (то же самое, но 4 двигателя вместо 2) – уже 6500 кг: разница целых 14%! В наше время такая роскошь становится всё более расточительной.
Илья Шатилин
Но все таки будущее за большими самолётами, там где пассажиры смогут иметь хоть какую то разгрузочно прогулочную палубу)..Именно об это мечтается при 10- ти часовом перелёте куда нибудь из Москвы в Канкун или Шанхай))
К сожалению, пассажиры в массе своей не готовы платить за комфорт, а хотят летать как можно дешевле.