Иностранные самолёты останутся в России

Самолёты иностранного производства, находящиеся в лизинге от европейских компаний, решено оставить в России, рассказал FrequentFlyers.ru источник в «Аэрофлоте». Это может быть оформлено как «реквизиция» имущества, то есть, принудительный выкуп его в пользу государства, однако по факту такая национализация превратится в конфискацию из-за блокировки золотовалютных ресурсов РФ за рубежом, потому что оплатить самолёты будет невозможно из-за введённых Евросоюзом санкций.

Более того, европейские лизингодатели в любом случае не смогли бы забрать самолёты. Обычно после окончания срока лизинга самолёт возвращает эксплуатант; однако для российских авиакомпаний небо Европы закрыто. При этом в пояснительной записке Еврокомиссии отдельно проговорены условия возврата бортов: как только договор лизинга расторгается, борт перестаёт считаться российским и может лететь в Европу. Но есть, как говорится, один нюанс: поскольку борт перестаёт считаться российским, он из-за контрсанкций не может лететь в воздушном пространстве России.

Безусловно, можно договориться о том, чтобы возвращать самолёты через третьи страны – например, сначала самолёт летит в условную Турцию, потом прекращается договор лизинга, и он улетает дальше. Однако поскольку санкции введены в одностороннем порядке по инициативе европейской стороны, российские авиаперевозчики будут действовать по принципу «вам надо – вы и забирайте», при этом европейские лизингодатели будут вынуждены ещё и оплачивать стоянку в российских аэропортах. Никто, кстати, не мешает установить специальный завышенный тариф, чтобы самолёты было экономически целесообразнее бросить в России, чем пытаться их забрать.

Кстати, именно  по этой причине, например, вы можете видеть в российских аэропортах до сих пор припаркованные возрастные самолёты обанкротившихся перевозчиков: продать их практически невозможно, а стоимость возврата с учётом задолженности перед аэропортами превышает стоимость самолёта.

515 самолётов, находящихся в лизинге у европейских компаний, тоже будет некому продавать – после пандемии зарубежные авиакомпании стараются, наоборот, избавиться от излишков флота, а не наращивать его. Российским же перевозчикам «бесплатные» самолёты позволят не особенно зависеть от курсов валют, так как лизинговые платежи в валюте они платить больше не будут.

Правда, важно отметить, что самолёты не передадут в собственность авиакомпаний – они будут государственными.

Вопрос с техническим обслуживанием будет решён через третьи страны: уже есть договорённости с MRO-центрами в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Фактически на некоторые формы обслуживания самолёты придётся гонять чуть дальше (это примерно как с автосервисом: если закрылся дилерский центр около вашего дома, никто не запрещает ездить в другой на окраине города, хоть это и не так удобно). При этом с Airbus и Boeing есть негласные договорённости о том, что они не будут этому препятствовать – фактически кто из них окажется более дружественным к России, тот получит преференции на российском рынке, когда санкции будут сняты.

Проект постановления о нивелировании последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации в части функционирования гражданской авиации. Тут и про полёты на самолётах, находящихся в иностранной юрисдикции, и про организацию сервиса.

Сложности пока что могут возникать с тренажёрной подготовкой пилотов – хотя у «Аэрофлота» есть тренажёры для всех типов ВС, учебный центр есть у S7, реквизировать никто не помешает и учебный центр «Боинга» в Сколкове – однако этих тренажёров всё равно не хватит на всех.

Также неясна ситуация с картами: Navblue отключил свои аэронавигационные сервисы у трёх российских авиакомпаний; клиентов Jeppesen эта проблема пока не коснулась. Однако российские сборники аэронавигационной информации АИП никуда не делись, а летать российские авиакомпании до снятия санкций всё равно будут преимущественно на внутренних рейсах. В общем, как говорится, «ужас», но не «ужас-ужас-ужас».

Александр Бунин, Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

6 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
2 лет назад

Ну что же, как говорится — хорошие новости среди плохих.
А то я сильно расстроился, что в этом году особо не полетаешь.

P.S. Вот интересно, кто влепил «четверку»? Я всегда ставлю 5 за любую статью. Автор реально «в теме» и почитать его всегда интересно.

Лавров
Лавров
2 лет назад
Ответить на  Владимир

Куда ты собралось полетать в этом году на ворованных самолётах, мудило грешное? В Сыктывкар чтоле??

Владимир
Владимир
2 лет назад
Ответить на  Лавров

Только конченный урод, «защищённый» интернетом, может писать подобное.
В жизни по-другому бывает. После такого можешь сразу идти к стоматологу.
Но я тебе отвечу, убогий.
Летать есть куда. Всё по работе. Послезавтра в Самару, на следующей неделе во Владивосток, потом… Каждую неделю куда-то. В Сыктывкар тоже приходится.
В том году 52 перелёта было, всё по РФ. И это за 7 месяцев. 5 никуда не летал — оформляли новый контракт.
И в этом меньше не будет.
А ты сиди ровно. А лучше сгинь куда-нибудь. Мир станет чище. И вони меньше.

IKS
IKS
2 лет назад

бред.

Владимир
Владимир
2 лет назад
Ответить на  IKS

Продолжайте наблюдение.
Ваше мнение очень важно для нас.
Откуда вы такие берётесь? (рука-лицо).

Ирина
Ирина
2 лет назад

Смущает отсутствие номера документа, даты документа и подписи подписанта.

Если честно, не нравится схема прихватизации, просто потому, что грязи в сторону РФ и так хватает, добавлять к ней еще и «воровство»… а ведь именно так и назовут — не хочется

А вот схема с «вам надо — вы и вывозите» — великолепна!
При этом надо еще самолеты на стоянки поставить в самых удаленных и трудных аэропортах — пусть покатаются по стране великой (на поездах, автобусах, электричках, телегах, легковушках по колдобинам) до мест дислокаций, пособирают свое имущество… а еще нечаянно в Ижме керосин закончится… и не только в Ижме…
В-общем, есть более интересные варианты добиться того, чтобы нам их просто подарили 🙂