Народная мудрость гласит: при помощи синей изоленты можно починить абсолютно всё. Даже Польшу. А если что-то починить при помощи синей изоленты нельзя, значит, вещь вообще неремонтопригодна и её можно выбросить. Шутки шутками, но при помощи изоленты можно починить даже самолёт! Особо впечатлительных аэрофобов вид клейкой ленты где-нибудь на крыле сильно пугает – но совершенно зря.
Тут нужно понимать две вещи. Во-первых, давайте разберёмся в терминологии. Что мы в бытовом плане понимаем под ремонтом? Заклеили изолентой – и пользуемся предметом дальше в пределах срока его службы, правильно? Так вот, в авиации такое невозможно. Изолента используется исключительно для временной быстрой фиксации каких-либо деталей, чтобы отправить самолёт в рейс. Причём деталей второстепенных, вроде обтекателя привода закрылков или пластиковой панели в салоне. Стойку шасси или лопатку вентилятора никто таким образом «ремонтировать» не будет.
Дефектную деталь обязательно заменят при первой же возможности, например, на ближайшем еженедельном «чеке». Что такое «чеки» и с какой периодичностью их проводят, мы подробно рассказывали здесь: [Чек зыс аут: как ремонтируют самолеты]
Помимо фиксации ненагруженных частей конструкции лента используется для аэродинамической герметизации швов. Например, герметик, наносимый в районе остекления кабины пилотов, полностью отвердевает лишь через 24 часа. Чтобы не ждать сутки, поверх герметика наклеивается «изолента», которая не даёт набегающему воздушному потоку проникать в ещё не схватившийся герметик, но аэрофобу, конечно, кажется, что это именно стекла кабины пилотов на скотче едва держатся.
Во-вторых,
это и не изолента вовсе. И даже не армированный скотч. Правильно эту липкую ленту называть Speed Tape, она бывает разных видов и делается либо из алюминия и алюминиевых сплавов, либо из алюминия и армирующего синтетического волокна (серо-серебристая), либо прозрачная из лавсана – синтетического полиэфирного волокна. Интересно, что раньше лавсан широко использовался и для теплоизоляции самолётов, но с конца 1990-х годов эту практику прекратили из-за высокой пожароопасности этого материала.
Название Speed Tape – «скоростная лента» – было дано потому, что специальный состав клея позволяет ленте не отрываться от внешних поверхностей самолёта даже на очень большой скорости, в то время как обычная изолента при минус пятидесяти градусах за бортом просто задубеет и отвалится. Для каждого вида «скоростной ленты», или авиационного скотча, регламентировано максимальное время, в течение которого он может быть наклеенным на самолёт. Один рулон стоит от 50 тысяч рублей и выше – и нет, никакая синяя изолента в целях экономии в ближайших «Хозтоварах» не покупается в силу бессмысленности. И наоборот, авиационных скотч в обычном магазине вы не купите: для любого бытового применения его характеристики избыточны.
Самолет «сломался». Часть 1: Реверс на A380
Самолет «сломался». Часть 2: Спойлеры на Boeing 737
Самолет «сломался». Часть 3: Страшные звуки в A320
Илья Шатилин