Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) бьёт тревогу: крупнейшие мировые авиакомпании не могут получить деньги за билеты на свои рейсы, проданные в ряде африканских стран. Общая сумма средств, накопившихся на счетах в африканских банках, уже превышает 1 миллиард долларов США.
$100 млн. было не вытащить из Зимбабве, $96 млн. из Алжира, $75 млн из Эфиопии и $79 млн. из Эритреи, следует из доклада регионального вице-президента ИАТА Камиля Алавадхи на прошедшей конференции IATA 2022 в Дохе, однако первые три страны погасили долги в июне. Но больше всего денег «зависло» в Нигерии: $450 млн, по итогам мая накопленный «долг» вырос на 12,5%. Нигерийские банки объясняют невозможность вывода средств со счетов дефицитом валютной ликвидности в стране.
При этом Нигерия – крупнейшая экономика Африки, десятый по величине экспортёр нефти и страна с 200-миллионным населением: этот рынок слишком важен для иностранных авиакомпаний, чтобы с него уйти. Поэтому Qatar Airways, Delta, Emirates, Lufthansa, Turkish Airlines и British Airways всё равно летают в Нигерию и завышают цены на билеты в Нигерию, продающиеся за её пределами, чтобы компенсировать недополучаемую выручку.
Если вдруг было непонятно: например, Lufthansa летит из Германии в Нигерию и обратно. На этот рейс продаются билеты как агентами в самой Нигерии (преимущественно нигерийцам), так и агентами в Германии и других странах мира (преимущественно гражданам других стран). Так вот, авиакомпания получает деньги только за последние билеты, в то время как выручка за билеты, купленные в Нигерии, остаются на счетах в банках Нигерии и вывести их оттуда нельзя.
В мае также было остановлено большинство рейсов нигерийских авиакомпаний: керосин в стране стремительно подорожал со 190 до 700 найр за литр (с 25 до 93 рублей), из-за чего доля топлива в себестоимости перевозки выросла с 40 до 95%, и стоимость лётного часа в пересчёте на пассажира достигла 120 тыс. найр (почти 16 тыс. рублей).