Какая авиакомпания была первым в мире лоукостером? Конечно, не «Победа». И даже не SkyExpress. И не easyJet, и не Ryanair. Первый лоукостер запустился более 70 лет назад и назывался он Skyways Coach-Air Limited. Итак, история:
1945 год. Заканчивается война. В Европе и в особенности в Великобритании начинается бум чартерных авиаперевозок: создаётся множество авиакомпаний, потому что военно-транспортных самолётов очень много, обученных экипажей для них тоже очень много, а работы нет. Тем временем в Германии находятся войска союзников, страна разделена на сектора, а Западный Берлин со всех сторон окружён зоной советской оккупации. В 1948 году западные страны решают образовать ФРГ, в ответ на это СССР организует блокаду Западного Берлина, и для его снабжения союзники организуют «Берлинский воздушный мост». Все новоиспечённые чартерные авиакомпании радостно встают на эти маршруты и возят в Берлин топливо и продовольствие. Среди них – Skyways Limited.
Однако блокада длится недолго – до 12 мая 1949 года. Теперь авиакомпаниям нужно вновь искать источники дохода. Тогда ещё англичане не ездили на море в южную Европу типа Испании, Италии и Греции, как сейчас, а отдыхали на своих морских курортах типа Блекпула, Маргита и Скарборо. Ездили туда обычно на автобусах, народу были толпы: как в какой-нибудь Анапе.
И вот руководство Skyways придумало схему: привозить туристов на автобусах в аэропорт Блекпула (BLK), а затем пересаживать их на самолёт и везти на тихий спокойный остров Мэн. Рейсы выполнялись на военно-транспортных Douglas C-47 Dakota или De Havilland DH.89 Dragon Rapide. Комфорта никакого, но и лететь до Роналдсвея (IOM) было всего 40 минут.
Концепция оказалась очень востребованной, поэтому в сезон авиакомпания выполняла до 16 ежедневных рейсов между этими аэропортами. Авиакомпания развивалась и в 1955 году запустила международные рейсы по аналогичной схеме: пассажиры садились на автобус в Лондоне, ехали в деревенский аэропорт Лимпн (LYM) в графстве Кент, садились в самолёт Douglas DC-3 (уже пассажирский), летели в аэропорт Бове (BVA), садились там на другой автобус и приезжали в центр Парижа. Причём всё это продавалось единым билетом (самолёт и оба автобуса), а стоило почти в два раза дешевле, чем беспосадочные рейсы Лондон-Париж. Чем не лоукостер? Ведь классические лоукостеры как раз и стараются летать из небольших региональных аэропортов из-за более низких сборов, и билеты в комбинации с автобусом тоже продают – у той же «Победы» до недавнего времени были билеты с автобусным сегментом Гюмри-Ереван, Бергамо-Милан, Пиза-Флоренция и Нижнекамск-Ижевск.
В 1958 году по такой же схеме запустили рейсы Лондон-Брюссель (через Антверпен) – как раз ко Всемирной выставке. Затем лоукостер начал продавать билеты из Лондона в Лион, Ниццу, Монпелье и Клермон-Ферран.
Схема работала до начала 1970-х годов, когда наземная транспортная инфраструктура достаточно развилась и в аэропорт стало удобно приезжать на общественном транспорте или личном автомобиле, которыми обзавелась значительная часть британцев. Поэтому необходимость в специальном автобусе до аэропорта исчезла. Skyways начала просто выполнять чартерные рейсы, а в 1972 году была поглощена Dan-Air, которая в 1992 году была поглощена British Airways.
Почему мы вспомнили о первом лоукостере именно сегодня? А потому, что с 15 июля снят запрет на выезд россиян за границу с туристическими целями. Поэтому снова работает схема «автобус до Финляндии или Прибалтики и полёт лоукостером куда угодно, куда есть виза». Особо ретивые, правда, решили пересекать границу чуть ли не ровно в полночь, но постановление об отмене ограничений было опубликовано лишь к 11 часам утра, поэтому людей не пропускали.
Куда ездят автобусы и куда оттуда можно улететь, мы недавно писали: https://www.frequentflyers.ru/2022/07/06/ground_out/
Илья Шатилин