Работы по совместному российско-китайскому самолёту CR929 перешли в стадию предварительного проектирования. Об этом сообщил главный конструктор семейства COMAC C919 Ву Гуаньсинь на конференции WDCC в Шанхае.
По его словам, широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR929, предназначенный для линий средней и дальней протяжённости, будет на 51% состоять из композитных материалов. Он сможет эффективно использоваться на 95% направлений, а операционные затраты на выполнение рейса будут в среднем более чем на 10% ниже, чем при использовании конкурирующих типов ВС. Межправительственное соглашение было подписано Китаем и Россией в 2016 году, совместное предприятие учреждено в 2017 году. «К настоящему моменту определена общая концепция самолёта, определены поставщики секций фюзеляжа и хвостового оперения, формально мы переходим к стадии предварительного проектирования», — сказал г-н Гуаньсинь.
Ранее сообщалось, что базовой версией станет CR929-600: дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный самолёт на 280 пассажиров.
Итогом стадии предварительного проектирования является аванпроект, то есть, предполагаемые лётно-технические, экономические, эксплуатационные характеристики, размеры и т.п. Следующие этапы – это эскизное проектирование и аэродинамическое проектирование, по итогам которых выпускается уже вся техническая документация, на основании которой строится первый лётный прототип.
Что же тогда готово сейчас? А сейчас разработана концепция самолёта. Это что-то вроде: «давайте построим дальнемагистральный самолёт, а не региональный, с двумя двигателями, а не шестью, на 280 пассажиров, а не на 650, и мы будем делать это, а вы это». Как раз по поводу аспектов сотрудничества между Россией и Китаем и было много разногласий в последнее время. Самыми серьёзными камнями преткновения было нежелание российской стороны разрабатывать всю документацию, чтобы потом всё производство отдавать в Китай, а также желание китайцев использовать компоненты от западных поставщиков для ускорения процесса.
Вероятно, что раз китайцы заявили о том, что концепция утверждена, то её скорректировали в сторону независимости от западных поставщиков, поскольку велика вероятность того, что Китай станет следующей страной, которую будут пытаться душить санкциями. Повод в виде того же Тайваня, «возвращаемого в родную гавань», всяко найдётся.
Стоп, а как же демонстрировавшиеся на выставках макеты? Это почти то же самое, что концепт-кары на автомобильных выставках: просто воплощение концепции в макете, который может быть конструктивно очень далёк от реального самолёта, но иметь внешнее сходство.
Илья Шатилин