Международная ассоциация аэропортов, в которую входят аэропорты московского авиаузла и крупные региональные аэропорты (суммарно обслуживают более 70% всего пассажиропотока в России) обратилась в Минтранс с просьбой разрешить использовать международные терминалы российских аэропортов для обслуживания внутрироссийских рейсов.
Проблема очевидна: международный пассажиропоток сократился надолго, внутренний же растёт, из-за чего в ряде аэропортов терминалы ВВЛ работают на пределе пропускной способности, а МВЛ простаивают.
Просто так пустить пассажиров внутренних рейсов в международные терминалы, минуя пограничный и таможенный контроль, нельзя, поскольку тогда в «чистой зоне» смешаются пассажиры внутренних и международных рейсов, что даст возможность бесконтрольно пронести туда что-либо вообще без контроля (условно, один пассажир покупает билет на ВВЛ, проносит без декларирования сумку с пятью миллионами долларов, отдаёт её вылетающему на МВЛ сообщнику).
Между тем в России есть несколько аэропортов, где проблема частично решена. Например, в Калининграде одну секцию накопителей можно использовать и под МВЛ, и под ВВЛ в зависимости от ситуации, пассажиры попадают туда разными путями. Аналогичное решение реализовано в «Платове» (Ростов-на-Дону).
«Реализовать аналогичные решения в других аэропортах можно было бы при активном участии пограничной и таможенной служб на местах. Получить его аэропортам как раз и могла бы поддержка Минтранса», – считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В некоторых терминалах возможность варьировать размеры секторов ВВЛ и МВЛ заложена конструктивно – например, в терминале D аэропорта Шереметьево, который изначально проектировался как международный, но затем получил временную (до перестройки северных терминалов) зону ВВЛ, размеры которой можно было регулировать переносом перегородок.
Это и делалось в 2015 и 2018 годах (сначала зону МВЛ уменьшали, потом снова увеличивали). Сейчас терминал не работает, но зато некоторых пассажиров из терминала B стали регистрировать на свободных стойках в С.
А в аэропорту Пулково часть здания нового терминала использовалась для внутренних рейсов во время реконструкции «стаканов», поэтому там сохранилась дверь между чистыми зонами МВЛ и ВВЛ, сейчас там поставили перегородку и получили два дополнительных телетрапа и накопитель под ВВЛ к имевшимся восьми.
Илья Шатилин