Ту-214 могут адаптировать к эксплуатации двухчленными экипажами: избавиться от третьего человека в кабине, бортинженера, потребовал «Аэрофлот» – об этом заявил в интервью РБК гендиректор авиакомпании Сергей Александровский. По его словам, бортинженеров на эти типы сейчас не готовят, что может обернуться кадровым дефицитом.
«Опыт создания на этой платформе кабины в такой конфигурации имеется. Мы обсуждаем с потенциальными заказчиками, включая «Аэрофлот», возможный облик самолёта», — прокомментировала пресс-служба «Ростеха».
Речь идёт о Ту-204СМ: такой самолёт действительно существовал и был разработан в первую очередь под экспорт. Однако отказ от бортинженера на нём достигался за счёт использования импортной авионики, в то время как Ту-214 – это полностью российский самолёт. Закупка радиоэлектронного оборудования у иностранных компаний сейчас невозможна из-за санкций. То есть, его нужно импортозаместить, а можно ли это сделать быстро (поставки должны пойти с 2024 года) – вопрос риторический.
И тогда возникает вопрос целесообразности. «Аэрофлот» заказал 40 самолётов Ту-214, есть штучные заказы от других авиакомпаний. Разработка и производство БРЭО в таком небольшом количестве сделает его чрезвычайно дорогим. При этом самолёт этот, разработанный в 1980-х годах, уже в любом случае устарел, и его производство решили возобновить в ограниченных количествах до того момента, как будет налажен серийный выпуск современного МС-21. То есть, главное преимущество Ту-214 – в том, что это полностью готовое сертифицированное воздушное судно, который можно получить прямо здесь и сейчас, и с его помощью «перекантоваться» до того момента, как МС-21 будет произведён в достаточных количествах и избавится от «детских болезней», неминуемых на первоначальном этапе – из-за которых налёт нового типа в первые годы будет небольшим.
Поэтому все его недостатки – и трёхчленный экипаж, и меньшая топливная эффективность, и меньшие межсервисные интервалы, и т.п., следует рассматривать с позиций советских времён, в которые и создавался Ту-214. Тогда эксплуатантам не было возможности выбирать между Airbus и Boeing, а нужно было летать на том, что выпускает отечественный авиапром. Поэтому наиболее реалистичным выглядит сценарий, в рамках которого Ту-214 изначально будут поставляться по принципу «как есть», а уже позднее их поэтапно модернизируют во время очередных форм техобслуживания.
Илья Шатилин