Сегодня Airbus A350 отмечает десятилетний юбилей со дня первого полёта. Несколько сотен A350-900 и A350-1000 с тех пор бороздят просторы Большого театра, а вот укороченный на 6 метров вариант A350-800 выпускать не стали. Почему?
Изначально в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо анонсировали все три варианта. A350-800 задумывался как конкурент Boeing 787 Dreamliner, этот вариант был предназначен для дальнемагистральных маршрутов с небольшой загрузкой: 276 кресел в типовой трёхклассной конфигурации против 325 у A350-900 и 366 у A350-1000. Максимальная пассажировместимость, кстати, у всех одинаковая: 480 человек, потому что количество аварийных выходов у трёх вариантов не различается.
Однако, например, если в семействе A330 укороченная на те же 6 метров версия A330-200 имела существенно большую дальность полёта по сравнению с A330-300 (13 400 против 11 300 км), то в случае с A350 разницы почти никакой не было: у обоих чуть больше 15 000 км с разницей около 100 км. То есть, их можно использовать на одних и тех же маршрутах, а себестоимость креслокилометра у более вместительного самолёта ниже. Да и топливная эффективность «восьмисотки» получалась не лучше, чем у конкурента.
В 2008 году портфель заказов на A350-800 составлял 182 машины, но постепенно авиакомпании, включая «Аэрофлот», конвертировали заказы в A350-900 и -1000, и в итоге «восьмисоток» осталось всего 16. Airbus даже задумывалась над тем, чтобы сделать укороченный вариант длиннее, то есть, не таким укороченным. Но заниматься этим было некогда: ресурсы были брошены на то, чтобы в срок начать поставки A350-1000, на которые заказов было гораздо больше. А также на запуск программы A330neo.
В итоге часть заказов на A350-800 сконвертировали в заказы на A350-900, а часть на аналогичный по пассажировместимости A330-900neo. A330neo – это ремоторизованный A330, привлекательный отсутствием необходимости переучивать пилотов, летающих на A330-200 и A330-300. Интересно, что в семействе A330neo с укороченным A330-800neo похожая ситуация: заказано всего 12 машин. Но уже немного по иным причинам, и это совсем другая история.
А вот A350-800 может вернуться, но уже в семействе A350neo после 2025 года – ходят слухи, что новые двигатели Rolls-Royce Ultrafan позволят сделать самолёт с топливной эффективностью заметно выше, чем у «Дримлайнера», и вот тогда-то Boeing подвинется.
Илья Шатилин
А как эта новость повлияет на отечественное авиастроение?
На отечественное авиастроение повлияет, если комментаторы будут не на диванах сидеть, а на заводах работать.
За копейки