Можете ли вы себе представить, чтобы два крупных конкурирующих национальных перевозчика из разных стран создали совместное предприятие, которое при этом просуществовало бы всего шесть лет и было закрыто из-за убыточности? И не абы каких перевозчика, а сами Air France и Lufthansa? Нет? Тогда вы ничего не слышали про их совместную авиакомпанию Euroberlin, в которой французам принадлежал 51%, а немцам 49%.
Дело было вот как. После окончания войны Западный Берлин хоть и формально считался городом-государством, де-факто стал эксклавом ФРГ, окружённым ГДР, при этом союзники подписали соглашение, согласно которому внутренние рейсы между двумя его аэропортами – Тегелем и Темпельхофом – могли выполнять только авиакомпании из стран, контролировавших Западный Берлин: то есть, из Великобритании, США и Франции. Lufthansa же летать не могла. Поэтому долгое время из Берлина в ФРГ можно было улететь рейсами, например, Pan Am и British European Airways. Пыталась летать и Air France на «Каравеллах», но эти рейсы были быстро закрыты из-за убыточности (пассажиропоток между Берлином и ФРГ в 70-80-е годы лишь сокращался) – так что французы продолжали летать только между Берлином и Парижем-Орли. Сначала на тех же «Каравеллах», позднее на «Боингах 727-200».
Однако во второй половине восьмидесятых пассажиропоток из Западного Берлина стал расти, поэтому Air France вновь заинтересовалась перевозками оттуда в ФРГ, тем более к тому времени Pan Am сильно утратила позиции (напомним, в 1991 году она и вовсе закрылась). А в 1989 году должно было начаться объединение Германии, которое стало решающим: Air France решила быстренько «застолбить место» под базу в Берлине, предвкушая огромный рост спроса на авиаперевозки, пока это не сделали другие авиакомпании. То есть, сложилась уникальная ситуация, когда Air France ещё могла летать из Берлина, а Lufthansa, наоборот ещё не могла.
В результате французы предложили немцам создать совместное предприятие, в котором Air France получала контрольный пакет акций и поэтому новоиспечённая авиакомпания Euroberlin France считалась французской, головной офис также находился в Париже.
Для полётов взяли в мокрый лизинг (то есть, с экипажами) 4 самолёта Boeing 737-300 британской авиакомпании Monarch, ливрею придумали «смешанную»: в ней был и круг Lufthansa, и цвета Air France. Первый рейс из Тегеля вылетел 7 ноября 1988 года. Основными направлениями стали Кёльн/Бонн, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Штутгарт. Чуть позже добавился пятый самолёт и рейсы в Гамбург и Дюссельдорф. А по выходным летали чартеры на средиземноморские курорты.
К началу 1990 года у Euroberlin было уже 7 самолётов, а к концу того же года целых 10; авиакомпания стала третьим по величине перевозчиком Тегеля. При этом, несмотря на среднюю загрузку рейсов в 60%, она умудрялась предлагать более низкие тарифы по сравнению с конкурентами и при этом даже быть прибыльной.
Однако в объединенной Германии Air France уже не имела никаких преимуществ, поэтому в конце 1990 года французы продали свой 1% немцам: в итоге оба перевозчика получили паритет. Слово France из названия тоже убрали: авиакомпания стала называться просто Euroberlin. При этом рынок изменился, в Берлин летала сама Lufthansa, причём на ряде рейсов она использовала самолёты и экипажи Euroberlin. Постепенно немцы пришли к осознанию ненужности совместной «дочки»: зачем нужно две авиакомпании, если достаточно одной? К тому же, им было идеологически важно наращивать собственное присутствие в новой столице объединённой Германии, поэтому Euroberlin стал «чемоданом без ручки». Lufthansa фактически отстранилась от участия в делах авиакомпании, и та быстро захирела, прекратив полёты 29 октября 1994 года. К тому времени у авиакомпании оставалось три самолёта с британской регистрацией, их вернули обратно в Monarch, где они ещё долго летали на чартерных рейсах.