Общероссийское объединение пассажиров обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой запретить изменение лизинговых ставок на самолёты как минимум до 2025-2026 гг, когда авиапром выйдет на нормальный уровень производства воздушных судов. В противном случае это может привести к существенному росту стоимости билетов.
Поводом для обращения стала инициатива ГТЛК по повышению лизинговых ставок на 30%. При этом доля лизинговых платежей в себестоимости авиабилета составляет также 25-30%. ООП называет действия ГТЛК похожими на шантаж. Логично: большинство иностранных лизингодателей с рынка ушли, новых российских самолётов толком нет, и «куда вы денетесь с подводной лодки»?
В ряде «сеточек» мусорных Telegram-каналов уже появились публикации, похожие на заказные, в которых статьи об обращении ООП называют похожими на заказные и объясняют, что билеты подорожают всего-то на 5-10%. Действительно, сумма в 10% только из-за лизинга выглядит реалистичной.
С одной стороны, ГТЛК не может просто так взять и поднять ставки: контракты операционного лизинга заключаются на длительный срок: от 5-7 до 12 лет, и если ставка прописана в договоре, то никаких оснований для её изменения у лизингодателя нет, новые условия он может предложить только при перезаключении контракта. В обычных условиях, если эта ставка выше рыночной, авиакомпания просто отказывается от продления договора и тогда лизингодатель получает все шансы поставить самолёт на хранение и вообще никому его не сдать. Но в текущих российских реалиях наверняка найдутся авиакомпании, готовые за счёт повышенной ставки «перехватить» машину у конкурента.
Однако коллизия сейчас заключается в том, что самолёты иностранного производства ранее принадлежали иностранным юрлицам ГТЛК, например, GTLK Europe, а после «дебермудизации» они уже принадлежат российским юрлицам. Договора в этот момент переподписываются, и это лизингодатель как раз и использует как повод для повышения ставок.
Впрочем, ГТЛК тоже можно понять: компания испытывает некоторые финансовые сложности, например, частные инвесторы и банки подали против неё иски по взысканию долгов по еврооблигациям.
ГТЛК принадлежат 65 магистральных самолётов российского и иностранного производства, летающих в S7 Airlines, «Аэрофлоте», «России», «Ямале» и других авиакомпаниях, 94 региональных самолёта (включая малую авиацию) и 255 вертолётов.
Илья Шатилин