Авиакомпания AZUR air в прошлом году запустила первый и единственный в России полнопилотажный тренажёр Boeing 757/767. Да, эти самолёты совершенно не похожи друг на друга внешне, но почти идентичны по кабине пилотов: отличается лишь потолочная панель и резервный индикатор параметров двигателя, поскольку поддерживается имитация и Pratt&Whitney, и Rolls-Royce, и General Electric. Переконфигурация тренажёра занимает приблизительно 45 минут, включая загрузку софта. А так самолёты почти одинаковые, и переучивание с одного типа на другой (программа Difference) занимает всего три дня.
Тренажёр купили ещё в 2019 году, чтобы не нужно было отправлять пилотов на тренажёрную подготовку в Брюссель, Париж, Баку и Узбекистан. Однако сначала специалисты канадской компании CAE – производителя тренажёра – не могли приехать на сборку и пуско-наладку из-за пандемии, а потом в 2022 году и вовсе «слились». В итоге сотрудники AZUR air сами изучили всю документацию, которая занимает целую комнату, и в конце прошлого года тренажёр получил сертификат Росавиации и заработал.
Тренажёр выпущен ещё в 1990 году, до этого он сначала работал в Лондоне (Гатвик), а затем в Берлине в авиационном учебном центре Lufthansa. В России для него выделили ангар на ВАРЗ-400 на территории аэропорта Внуково, причём оставлен задел для второго тренажёра. Именно этот тренажёр выбирали специально: дело в том, что в нём все приборы и органы управления – настоящие, такие же, как в кабине пилотов настоящего самолёта, в то время как в более поздних тренажёрах они частично заменены имитацией и отличаются по тактильным ощущениям. Конечно, и они далеки от тренажёров-аттракционов, но аппарат 1990 года выглядит действительно «олдскульно».
Так, например, экраны здесь, как и положено – электронно-лучевые, «будильники», то есть стрелочные приборы – действительно механические, и даже индикаторы на панели автопилота тут в виде барабанов, как на одометрах машин восьмидесятых годов.
Однако в середине нулевых тренажёр модернизировали, установив новую систему визуализации. Поэтому картинка на проекционных экранах относительно современная, графика примерно как в Microsoft Flight Simulator X, ничего пиксельного 4-цветного не осталось.
Однако вся физика по-прежнему считается на огромных стальных шкафах, плотно забитых платами, усеянными микросхемами с шестнадцатью ножками и двумя ручками для переноски.
В 1990 году это решение было новейшим: семейство VAX 4000 компании DEC, на котором и работает физическая модель, тогда только-только вышло, и относилось оно к семейству «миникомпьютеров». «Мини», конечно, в сравнении с мейнфреймами, занимавшими целые машинные залы. В рабочем состоянии поддерживаются терминалы DEC VT510. Интересно, что операционная система OpenVMS, на которой всё это работает, в этом году отметила 46-летие, и она до сих пор используется в промышленных компьютерах: везде, где нужна высокая отказоустойчивость и решение задач типа mission-critical, её последний релиз вышел 15 июня 2023 года.
Отдельную комнату занимает огромный промышленная гидронасосная станция: подвижная платформа работает на гидравлике, а не на электроприводах, как в более поздних тренажёрах. Здесь сделана качественная шумоизоляция, так что в основном зале работу этой машины не слышно – а она громкая!
Также большая комната выделена под склад запчастей, которых вместе с тренажёром прислали много, ремонтная мастерская находится здесь же.
А в самом учебном центре находятся также процедурные тренажёры для обоих типов: на них не «летают», как на полнопилотажном, а изучают расположение органов управления в кабинах. Что-то, например, блоки управления автопилотом – настоящее, а всё остальное сделано в виде бумажных плакатов – как и на всех тренажёрах такого типа. На занятия в тренажёрный центр AZUR air приходят пилоты не только AZUR air, но и других авиакомпаний. Каких именно, пресс-служба не сообщает, делая из этого секрет Полишинеля: мы-то знаем, что эксплуатантов Boeing 757 и 767 в стране всего четыре.
Ещё немного фото, все самые крутые артефакты — в репортаже:
Илья Шатилин