Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки к статье 120 Воздушного кодекса, в соответствии с которой за каждый час просрочки доставки пассажиров или багажа авиакомпания должна будет заплатить компенсацию в размере 100 рублей, эта норма будет действовать с апреля 2024 года. Раньше эта сумма составляла 25 рублей за час просрочки, теперь же она увеличилась в 4 раза. Слово «штраф» в данном случае может смущать и восприниматься как выплата исключительно в пользу государства, однако и пассажирам удавалось эти деньги получить по досудебным претензиям.
Конечно, специально ради 25 рублей в час почти никто досудебных претензий не подавал: но, как правило, именно такую сумму получают те, кто пытается отсудить у авиакомпании более значимое количество денег: например, накупив себе при задержке багажа «предметов первой необходимости» в виде одежды на несколько десятков тысяч рублей. Тогда авиакомпания соглашается выплатить по 25 рублей за час задержки и чаще всего выигрывает суд.
Впрочем, есть случаи, когда пассажирам удаётся получить компенсацию в рамках общего законодательства, а именно, ст. 784 Гражданского кодекса РФ, согласно которой услуга перевозки предоставляется на основании договора (авиабилета), содержащего существенные условия её оказания, в т.ч. время отправления и прибытия. Далее, в соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
На практике это означает, что вы можете или вернуть деньги, или купить билет другой авиакомпании, за который вам будет полагаться компенсация, при этом также можно отсудить компенсацию, например, за пропущенный концерт или за невозвратную бронь отеля. Однако все это вам придется доказывать в суде, так что запаситесь нервами: он может и отказать, например, сославшись на то, что Воздушный кодекс является специальным по отношению к ЗоЗПП и содержит ограничение ответственности для специфического случая. «Уменьшение цены» — вопрос тоже в каждом случае индивидуальный, никаких фиксированных сумм здесь нет.
Илья Шатилин