РБК сегодня пишет о возможных проблемах для российской авиаотрасли из-за отключения от SITA – как его уже окрестили авторы, «авиационного SWIFT». Постараемся объяснить доходчиво, о чём речь и к чему готовиться (спойлер: не дождётесь!)
Что такое SITA?
SITA в данном случае нужно понимать в изначальном смысле – речь не о провайдере IT-сервисов для авиаотрасли, а о самой сети передачи сообщений. Она была создана ещё в доинтернетную эпоху, использовала выделенные телефонные линии, протокол X.25 и т.п. – с технической точки зрения действительно похоже на SWIFT. И одновременно на какой-нибудь FIDONET. В последнее время этот фидонет стал гипертекстовым и векторным, в смысле, в значительной степени перешёл на современные каналы связи и протоколы, в частности, IP. К SITA подключены практически все авиакомпании и аэропорты мира, в этом её главное преимущество.
Зачем нужна SITA?
В первую очередь сеть используется для обмена данными между авиакомпанией и аэропортом. У авиакомпании есть инвенторная система (CRS), в которой, помимо прочего, хранятся данные о пассажирах каждого рейса. А вот для того, чтобы этих пассажиров зарегистрировать на рейс, используется другая система: DCS, или система контроля отправки пассажиров. С ней работают уже непосредственно в аэропорту.
И тут есть два путя.
Первый: авиакомпания устанавливает в аэропорту, в который летает, свою DCS, интегрированную с CRS – в комплексе этот тандем обычно называют PSS, Passenger Service System. Две подсистемы связываются друг с другом через интернет (в частности, для передачи списка пассажиров рейса и т.п.), или вообще работают в одном облаке – а в аэропортах, в офисах авиакомпании и т.п. компьютеры работают в режиме клиентов. SITA в этом случае не нужна, но есть неудобства: нужно устанавливать софт и обучать работе с ним сотрудников хэндлинговой компании в конкретном аэропорту.
Второй: аэропорт использует собственную DCS, которая у него, как правило, всегда есть, чтобы было не обязательно устанавливать софт каждого из перевозчиков, а обрабатывать каждый рейс в одной и той же привычной программе, которая, опять же, интегрирована с багажной системой аэропорта и т.п. Эта DCS тоже может работать напрямую с CRS авиакомпании, но не «каждая с каждой» – чтобы не заниматься настройкой и интеграцией, они чаще взаимодействуют через SITA – потому что с SITA умеют работать все. Вот для этого и нужна сеть SITA в первую очередь.
Что будет после отключения SITA
Отключение SITA происходит в несколько этапов: первый уже завершился 31 июля, второй закончится 30 сентября. После этого российские авиакомпании не смогут выгружать через SITA списки пассажиров и обмениваться другими данными в DCS иностранных аэропортов. А иностранные авиакомпании, соответственно, с DCS российских аэропортов. Но только в тех случаях, когда в аэропортах не установлены DCS авиакомпаний, и при этом DCS аэропортов не могут работать с CRS авиакомпаний иначе как через SITA. Таких пар «авиакомпания-аэропорт» относительно немного, количество аэропортов, где есть только SITA, не превышает 5. Так что аналогом SWIFT назвать SITA можно только с очень большой натяжкой – в отличие от банковской сферы, в авиации обмен данными устроен иначе, количество возможных пар контрагентов на порядки меньше, и для каждого случая сейчас реализуется переход на ту или иную альтернативу.
Что делать?
Авиакомпании и аэропорту переходят на альтернативные решения – либо устанавливают ПО, используемое авиакомпанией (то есть, для большинства российских перевозчиков это «Астра»), в нужном аэропорту и интегрируют его с существующими IT-решениями аэропорта, либо реализуют прямой обмен данными между системами через интернет без использования SITA. Там, где это по каким-то причинам не смогут реализовать (если не смогут), придётся использовать дедовские «костыльные» способы с ручной обработкой данных, вплоть до бумажных. Но дедлайн как раз перенесли с июля на сентябрь специальным соглашением с SITA, чтобы всё успеть.
Для передачи всех необходимых данных уже согласованы и задействованы альтернативные и, главное, защищённые каналы передачи информации с TLS-шифрованием. В ряде аэропортов для работы с «Астрой» будут выделены отдельные стойки регистрации, что даже удобнее. Пока есть сложности с Китаем в плане интеграции с используемой там системой Travel Sky, но контакты с ними есть, рабочая группа работает работу 😉
На безопасности полётов и стоимости билетов, а также продажах и расписании рейсов ситуация никак не скажется. Пассажиров всё происходящее касается разве что в плане онлайн-регистрации, которая в каких-то аэропортах может перестать работать, а в каких-то, наоборот, появиться.
Илья Шатилин