Авиакомпания «Россия» заменит iPad на российские планшеты МВК-Т2101 компании «БайтЭрг», их будут эксплуатировать на «Суперджетах» в качестве EFB (Electronic Flight Bag, электронного штурманского портфеля). Ранее пилоты летали с планшетами Apple, которые стали фактически стандартом де-факто в авиаотрасли; заменили бумажную документацию электронной ещё в 2014 году.
В планшетах хранятся карты, программы для расчётов (например, необходимого количества топлива или параметров взлёта), руководства по лётной эксплуатации и т.п. Бумажный портфель с таким же объёмом данных весит до 15 и даже 18 кг, раньше пилоты носили всё это с собой. Помимо веса, преимущество электронной документации – в возможности быстрого поиска, наличии гиперссылок и т.п.
Первыми EFB внедрила голландская KLM ещё 20 лет назад, когда не было никаких айпадов, а фирма Apple была известна разве что моноблоками в полупрозрачных корпусах.
МВК-Т2101 – планшет с 11-дюймовым экраном (2000х1200 точек), 8-ядерным 12-нанометровым китайским процессором Unisoc с тактовой частотой до 2 ГГц, 4 ГБ оперативной и 64 ГБ встроенной памяти и поддержкой сетей LTE. Планшет в алюминиевом корпусе весит 560 г., дополнительно он может комплектоваться чехлом-клавиатурой. Операционная система – Android или один из российских «Линуксов», например, «Аврора».
Производится планшет по полному производственному циклу на заводе в Москве, но электронные компоненты, конечно, китайские. Ранее «БайтЭрг» выпускал видеокамеры для лётных испытаний российских самолётов и двигателей – как внешние, так и во внутрисалонном исполнении.
Илья Шатилин