22 марта 2024 года совершил первый полёт прототип сверхзвукового пассажирского лайнера, построенный компанией Boom Supersonic. Как сообщают разработчики, все задачи испытательного полёта были выполнены. Правда, максимальная высота полёта едва превысила 2 тыс. метров, а скорость составила всего 238 узлов – то есть, была весьма далека от скорости звука. Да и сам XB-1 – так называется прототип – в несколько раз меньше предполагаемого серийного самолёта.
Так что испытания лишь говорят о том, что машина с выбранной аэродинамической схемой в принципе в состоянии подняться в воздух и стабильно управляться в различных режимах полёта. В дальнейшем на этом же прототипе испытают систему дополненной реальности, которая при помощи двух камер в носовой части транслирует на экраны в кабине пилотов изображение ВПП в высоком разрешении – таким способом конструкторы хотят решить проблему слабой обзорности из кабины (помните, у Ту-144 и «Конкорда» для этого опускался нос?)
Интересно, что прототип – не беспилотный, внутри сидел лётчик-испытатель. Как заявляют конструкторы, это сделано не просто так, а чтобы с самого начала создать «культуру безопасности», чтобы даже в прототип было не страшно сажать людей.
Сам Boom Overture будет несколько отличаться от прототипа; также объявили о планах выпустить две его модификации – вторую с увеличенной пассажировместимостью (напомним, первая по проекту рассчитана на 65-88 пассажиров).
Cамолёт будет развивать скорость в 1,7М, т.е. вдвое быстрее современных дозвуковых магистральных самолётов. Поэтому из Нью-Йорка в Лондон на нём можно будет долететь за 4 часа, из Токио в Сан-Франциско за 6 часов. В отличие от «Конкорда» и «Ту-144», разработанных в шестидесятых годах прошлого века, он должен быть гораздо более тихим и экономичным, обещают чуть ли не пятикратное снижение себестоимости кресло-километра.
Заказчики у сверхзвукового лайнера уже есть: 20 машин с опционом на ещё 40 – у American Airlines, 15 cамолётов с опционом на ещё 35 берёт United. А вот двигателей пока нет: Rolls-Royce из проекта вышла, инвесторы нашли другого технологического партнёра, но воз неподвижен.
Ну таким макаром и су-27 прототип