«Ростех» пообещал широкофюзеляжные самолёты

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в разговоре с премьером Михаилом Мишустиным заявил о планах через два-три года разработать двигатель ПД-35 и строить на его основе дальнемагистральные самолёты.

Правда, если быть точными, то Чемезов сказал: «надеюсь, что через два-три года мы запустим», так что никаких конкретных сроков обозначено не было, заявили лишь о том, что испытания идут полным ходом, а они действительно идут.

Вопрос тут только в том, какие именно дальнемагистральные самолёты будут оснащаться этим двигателем. Тут есть два варианта. С одной стороны, много говорилось о самолёте, который можно условно назвать «Ил-96 нео» по аналогии с Airbus A330neo, который по планеру и фюзеляжу представляет собой старый добрый A340. Однако перепроектировать под два современных двигателя морально устаревший самолёт – сомнительная идея. Неслучайно A330neo почти никто не заказывает, предпочитая гораздо более эффективный A350 с высокой долей композитных материалов.

С другой стороны ПД-35 предполагалось использовать на российско-китайском самолёте CR929, который, однако, теперь называется C929, то есть, участие в России в нём не афишируется, а компании из ОАК перешли в статус подрядчиков по тем или иным компонентам, и двигатели в их число не входят. Хотя велика вероятность того, что американцы и их сателлиты ограничат поставки авиадвигателей в Китай очередными санкциями (как это сделано, например, в области микроэлектроники), и тогда ПД-35 им пригодится.

Однако Чемезов ведь говорит про собственные дальнемагистральные самолёты, а не про поставки двигателей в Китай! Скорее всего, он имеет в виду проект «Интеграл», о котором в середине прошлого года рассказывал глава Минпромторга Денис Мантуров. Над ним работает НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», но «Интеграл» – это не какой-то конкретный самолёт, а, скорее, разработка концепции и изучение нетрадициционных аэродинамических компоновок. Название «Интеграл» тут неспроста: речь идёт о самолёте интегральной схемы, включая «летающее крыло» и «смешанное крыло». Известно лишь, что работа идёт над двумя концепциями: «Регион-Интеграл» на 40 кресел и «Магистраль-Интеграл» на 260 с расположением двигателей над крылом.

Такие проекты давно разрабатываются за рубежом, например, у Airbus есть самолёт-демонстратор MAVERIC и концепции оформления салона, есть концепция V-образного планера Flying V. На самом деле конструкция не новая; с подобной аэродинамической схемой экспериментировали многие конструкторы, начиная еще с двадцатых годов прошлого века, однако широкого распространения схема не получила из-за сложности управления таким самолетом — за исключением разве что некоторых военных самолетов, например, известного американского «стелса» Lockheed F-117 или Northrop B-2, или нового российского беспилотника С-70 «Охотник».

Однако если современные компьютерные технологии вполне способны заставить самолет лететь ровно и прямо, то возникает вопрос его пригодности для перевозки пассажиров с точки зрения безопасной эвакуации: если в «трубе» аварийные выходы расположены с определенными интервалами и довольно близко от пассажиров, то в салоне «летающего крыла» люди, находящиеся в середине салона, не смогут оперативно добраться до выходов. Так что для перевозки грузов эти самолёты отлично подойдут, а вот в качестве пассажирских – большой вопрос. По крайней мере, при сохранении нынешних сертификационных требований. Но ради 10-20% экономии топлива можно же их и изменить, правда?

Впрочем, интегралы — отдалённая перспектива, а пока что если ПД-35 выпустить через два-три года, то его не на что будет ставить. Так что «сдвиг вправо» ему будет только на пользу 😉. Но это, конечно, шутка: военно-транспортную авиацию никто не отменял. Это и двухдвигательные версии Ил-76, и проект ПАК ТА, и многое другое, а они нужны ещё вчера.

Илья Шатилин

3.8 6 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
LHR27R
LHR27R
6 месяцев назад

Ну, справедливости ради, 330neo это все же обновленный 330, который был вполне себе успешен, и неважно, от кого он там сам в свое время «родился». Да и учитывая вряд ли высокие затраты на это нео, возможно что эрбас даже на неоправдавшихся продажах их уже отбил.

Кроме того, возможно эрбас считает целесообразным не закрывать в среднесрочной перспективе сборочные линии для 330, да и целью может было не столько «навариться», сколько сохранить клиентуру, неготовую платить за 350, и заодно лишний раз отвлечь чье-либо внимание от взглядов в сторону конкурента )

Так что про переделывать четыре в два — это у вас верно, но это все же не 330 в нео ))