Embraer рассказала подробности о том, как работает первая в мире система автоматического взлёта E2TS, представленная компанией на авиасалоне Фарнборо в этом году.
Она уже эксплуатируется в тестовом режиме на нескольких самолётах E2. Самолёты в буквальном смысле слова взлетают сами. Система получает данные с трёх компьютеров и четырёх датчиков и самостоятельно выполняет отрыв от ВПП и набор высоты в соответствии с оптимальным профилем, который рассчитывается автоматически с учётом загрузки, температуры воздуха и других параметров.
Собственно, «фишка» системы и заключается в выдерживании оптимального угла тангажа. При этом пилоты всё равно держат руки на штурвалах, а ноги на педалях – удерживать самолёт по осевой линии ВПП всё равно нужно самостоятельно при помощи руля направления. Если пилот отклоняет штурвал, система автоматически отключается.
Кстати, напомним, что Airbus разрабатывала другую систему автоматического взлёта с автоматическим следованием по осевой линии при помощи машинного зрения. Вот бы объединить оба решения – тогда пилоты смогут ложиться спать сразу после выруливания на исполнительный старт (шутка), а потом и авторуление изобретут!
Зачем вообще рассчитывать какой-то оптимальный угол тангажа? Казалось бы, взлетаешь свечкой, чтобы максимально быстро набрать высоту, а чем раньше ты её набрал – тем дольше летишь в крейсерском режиме и расходуешь меньше топлива. Но нет – если слишком резво потянуть штурвал на себя при отрыве, или сделать это слишком рано, когда скорость недостаточна, или триммер установлен на слишком большой угол кабрирования – возрастает риск тейлстрайка, то есть, удара хвостом о ВПП. От всех этих ошибок экипажа E2TS защищает весьма эффективно, поэтому и позволяет быстрее набирать высоту без лишних рисков.
Система будет доступна для установки и на уже выпущенные самолёты. Как заявляют в Embraer, она позволит эксплуатантам открыть рейсы в аэропорты с более короткими ВПП, увеличить максимальный взлётный вес (т.е. брать больше пассажиров и груза, только непонятно, насколько – скорее всего, незначительно), снизить нагрузку на лётные экипажи и увеличить безопасность. При этом решение – не аппаратное, это чисто программное обновление электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Однако требуется небольшое дообучение пилотов, занимающее менее одного дня.
Just do it
СССР это сделала давно. А потом все потеряли.
USSR, BURAN, full automatic orbital fly =)