ГосНИИ Гражданской авиации прогнозирует полуторакратный рост пассажиропотока в России через семь лет относительно показателей 2023-го. По итогам 2030 года ожидается, что он составит 159,2 млн пассажиров, из которых 119,4 млн на внутренних направлениях и 39,8 млн на международных против 83 и 22,4 млн (105,4 суммарно) в 2023 году.
Таков, однако, лишь целевой базовый сценарий, согласно котором 33,9% иностранного флота, эксплуатируемого сейчас российскими авиакомпаниями, будет списано до конца 2030 года. Этот сценарий учитывает и вывод A320/A321neo с двигателями Pratt&Whitney (на них летает S7) до начала 2026 года. При этом поставки новых российских самолётов в этом сценарии идут в соответствии с заявленным графиком Минпромторга без очередных сдвигов вправо.
Есть и так называемый консервативный сценарий, при котором до конца 2030 года списывается 56% иностранных самолётов, при этом до начала 2026-го – все neo с P&W, а для поставок российских самолётов принимается понижающий коэффициент в –15%. Тогда к 2030 году пассажиропоток вырастет до 126,8 млн. пассажиров (95,1 и 31,7 на ВВЛ и МВЛ соответственно).
Каким будет объём перевозок, если применить другой понижающий коэффициент, вы можете посчитать самостоятельно. В любом случае нынешний 2024 год мы ещё долго будем вспоминать как последний год относительно доступных авиаперевозок: после нынешних прогнозируемых 112 млн. пассажиров (84 на ВВЛ и 28 млн на МВЛ) ближайшие годы нас ждёт падение. По базовому сценарию провальными станут 2025-2026 годы, после которого начнётся рост, по консервативному даже в 2029 году объёмы перевозок будут меньше, чем в 2024.
Согласно консервативному сценарию, объёмы внутренних перевозок вплоть до 2028 года включительно будут ниже, чем даже в 2022-м, авиакомпании будут стараться больше летать на международных направлениях, а на ВВЛ за счёт снижения предложения будут расти цены.
Илья Шатилин