С 1 сентября 2025 года обратные билеты на рейсы российских авиакомпаний перестанут автоматически аннулироваться при неявке на рейс «туда»: соответствующий приказ опубликовал Минтранс. Инициативу ещё в апреле выразили российские депутаты.
Ранее такое «сгорание» обычно становилось неприятным сюрпризом для пассажира. Сейчас в России автоматического аннулирования нет лишь у «Уральских авиалиний» и «Ижавиа». При этом Федеральные авиационные правила разрешают авиакомпаниям аннулировать оставшиеся сегменты при неявке на первый без уведомления пассажира, это указано в пункте 27 ФАП-82.
В этом же пункте говорится и о том, что аннуляция допустима лишь в том случае, если пассажир не сообщил авиакомпании о своём желании воспользоваться оставшимися сегментами – например, после опоздания на рейс «туда» купить билет в одну сторону другой авиакомпании, а обратно вернуться тем же рейсом, на который билет был куплен изначально.
И российские авиакомпании в соответствии с ФАП по запросу пассажира оставшиеся сегменты сохраняют. Но только по запросу! И большинство из них разрешают это делать только до конца регистрации на рейс. То есть, сегменты можно «спасти», если вы заблаговременно понимаете, что не полетите. А вот когда гейт закрылся у вас перед носом, потому что вы недостаточно быстро бежали по зданию аэровокзала, то в большинстве случаев сгорит всё. Дело в том, что при таком сохранении меняется маршрут перевозки и билеты перевыпускаются заново, а по правилам применения большинства тарифов внесение изменений в оформленную перевозку возможно как раз только до окончания регистрации. Более того, это ещё и не бесплатно – в большинстве случаев потребуется и заплатить за переоформление билета, и даже доплатить до действующего на данный момент тарифа.
Ощущение несправедливости возникает из-за того, что логика обывателя и логика системы бронирования авиакомпании отличаются. Пассажир воспринимает билет «туда-обратно» как два отдельных билета: один туда, второй обратно.
Для авиакомпании же это просто последовательность полётных сегментов, которые нужно использовать в указанном порядке – в этом плане нет никакой разницы, например, с перелётом со стыковкой. То есть, билет туда-обратно из Москвы в Питер – это логически как билет из Москвы в Москву с пересадкой (стоповером) в аэропорту Пулково.
С этим разобрались: но зачем вообще отменять последующие сегменты («купоны») при неявке на один из предшествующих рейсов? Всё дело в принципах тарифообразования в авиации. Стоимость билета с пересадкой вовсе не складывается из цен отдельных билетов по каждому из двух направлений. «Сквозной» тариф может быть значительно ниже, в ряде случаев даже ниже одного «прямого» сегмента.
На этом даже построен грандиозный лайфхак – скиплеггинг, он же Hidden City Ticketing, например, пассажирам «Аэрофлота» он долгое время позволял купить билет до Нижнего Новгорода, но выйти на пересадке в Москве и сэкономить несколько тысяч рублей. Для борьбы с такими махинациями последующие и сгорают – чтобы нельзя было купить билет из Нижнего, но фактически сесть в Москве.
А билет туда-обратно дешевле двух раздельных билетов в одну сторону – и этот дисконт тоже учитывает потенциальный доход авиакомпании от аннулирования по аналогии с дисконтом на невозвратный тариф: его величина учитывает вероятность того, что кто-то из пассажиров не полетит.
Теперь, когда обратный билет будет «несгораемым», размер дисконта за покупку билета туда-обратно станет меньше и билеты подорожают.
Ранее аналогичные требования уже ввели авиавласти некоторых стран, например, Испании. Однако большинство авиакомпаний мира по-прежнему аннулируют все последующие сегменты при неявке.
Илья Шатилин