В Иркутске состоялась презентация нового российского среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21. Название расшифровывается как «магистральный самолет 21-го века». Изначально это было кодовым названием проекта, а в конечном итоге самолет предполагалось назвать «Як-242», но в результате решили использовать наименование «МС-21» с индексами -200 и -300, обозначающими варианты с различной длиной фюзеляжа и пассажировместимостью.
Сейчас показали «трехсотку» — в зависимости от компоновки этот самолет сможет вмещать от 169 до 211 пассажиров, являясь прямым конкурентом Airbus A321. «Двухсотка» сможет перевозить от 130 до 165 пассажиров и будет конкурировать с Airbus A320, Boeing-737-700 и т.п. В перспективе также возможен выпуск МС-21-400, который будет уже ближе к Boeing-757.
Основными преимуществами МС-21 по сравнению с аналогами является, во-первых, высокая доля композитных материалов в планере, благодаря чему самолет легче, быстрее летает (крейсерская скорость 870 км/ч по сравнению с 820 у конкурентов) и потребляет меньше топлива; заявлялась экономия до 20% по сравнению с находящимися сейчас в эксплутациями вариантами и до 10% по сравнению с их ремоторизованными версиями, впервые представленными несколько месяцев назад (A320neo и Boeing-737 MAX). Кроме того, МС-21 должен быть примерно в полтора раза дешевле (но дороже китайского COMAC C919, серийное производство которого должно начаться в то же время).
Для пассажиров и экипажа МС-21 удобен тем, что диаметр фюзеляжа у него больше, чем у конкурентов: ширина салона достигает 3,81 м против 3,70 м у семейства A320 и 3,53 м у 737. То есть, в проходе смогут легко разойтись два человека, и в туалет можно будет ходить во время обслуживания питанием, не вынуждая бортпроводников катать тележки туда-сюда, чтобы пропустить пассажиров.
Серийное производство самолетов планируется начать в 2017 году; первоначально они будут оснащаться двигателями Pratt&Whitney PW1400G (это семейство будет устанавливаться и на A320neo, а также на ряд региональных самолетов Embraer, Mitsubishi и т.д.), однако позднее появятся двигатели российского производства ПД-14.
Уже сейчас заказано 285 МС-21, из которых 175 машин — твердые контракты с предоплатой и 110 — предварительные договоренности. Крупнейшим эксплуатантом МС-21 станет «Аэрофлот», который должен получить 15 МС-21-200 и 35 МС-21-300 в 2017-2020 годах.
Текст: Илья Шатилин, фото: Артем Каширин
Красивый!
Перспективы есть у него за пределами РФ?
Есть, но вопрос цены и сервисного обслуживания.
Смотря что заграница)) AZAL, Air Bishkek или AA с Qatar)
Да, интересно послушать местных диванных и не очень экспертов о том, насколько конкурентоспособна эта модель?
Конструктивно — очень. Фактически же зависит от организации производства и сервиса, ну и лобби А и Б.
А чего от имени Як отказались?
Потому что его делает не ОКБ Яковлева, там такой венегрет
И где же наши Илы и Ту?