Авиастроительная компания Airbus представила первый в мире самолет, созданный с помощью технологии 3D-печати. Самолет, получивший название Thor, представляет собой беспилотный летательный аппарат весом 21 кг, длиной чуть менее 4 метров и размахом крыла в 4 метра. На самолете установлены два электрических пропеллера; он также оснащен системой дистанционного управления. Все части самолета, за исключением электрической системы, выполнены с использованием технологии 3D-печати из полиамида в научной лаборатории Airbus в Гамбурге. Производство Thor заняло всего один месяц. Самолет уже выполнил свой первый полет, пролетев около 40 км из Гамбурга до завода Airbus в Штаде.
В общей сложности Airbus планирует произвести несколько десятков таких летательных аппаратов. Они будут использоваться для изучения возможностей 3D-печати в авиастроении, а также отработки инновационных решений, касающихся разных форм планера, крыла и других элементов конструкции. Thor состоит из 50 отдельных частей, сделанных на 3D-принтере, поскольку главной задачей первого этапа проекта было изучение различных вариантов силовой конструкции фюзеляжа. “Проект Thor станет нашей основной испытательной площадкой. Мы хотим понять, насколько технология 3D-печати позволит сократить темпы производства не только отдельных компонентов, но и всех систем самолета. В скором времени мы планируем выпустить такой же самолет, но уже с цельным корпусом, имеющим оптимизированное распределение нагрузки между несущей обшивкой и внутренними ребрами жесткости”, – отметил Питер Сэндлер, вице-президент Airbus по новым технологиям.
3D-печать — инновационная технология, которая является альтернативой полному производственному циклу и заменяет собой сразу несколько производственных процессов. Она позволяет производить более легкие детали (до 55% экономии в весе), сократить время производства, уменьшить количество промышленных отходов (5% против 95% при стандартном цикле), а также делать более сложные компоненты, изготовление которых другим способом невозможно.
Сначала на компьютере создается 3D-макет объекта, далее все данные обрабатываются системой принтера и начинается послойное формирование объекта из порошкового материала путем его плавления и дальнейшего спекания под действием высокоточного светового лазера, оптическая система которого в точности прочерчивает очертания модели в данном сечении. Так слой за слоем происходит наращивание объекта до тех пор, пока он не будет создан полностью. Данная технология позволяет “выращивать” детали не только из полиамида, но и из алюминия, стали и даже титана. Некоторые небольшие детали, такие как кронштейны для багажных полок, сделанные на 3D-принтере, уже летают на A350 XWB.