Открытие ежегодной выставки авиаинтерьеров AIX в Гамбурге ознаменовалось анонсами нескольких интересных продуктов, которые могут серьёзно улучшить комфорт пассажиров на высоте и одновременно помочь авиакомпаниям снизить расходы.
Самый интересный, на наш взгляд, анонс лежит на стыке авиации и телекоммуникаций. GoGo Inflight, известная всем путешествующим американцам по решениям для доступа в Интернет на борту, представила запатентованную двухантенную технологию спутникового доступа 2Ku, способную обеспечивать скорости порядка 70 Мбит/с на борт уже на нынешних спутниках. После запуска нового поколения Ku-спутников (High throughput satellites, HTS) скорости могут достичь 100 Мбит/с на борт. Это здорово превышает показатели в 10-15 Мбит/с на борт, которые доступны через систему наземной связи GoGo Inflight, работающую через вышки, расставленные по континентальной территории США.
Система с двумя антеннами делает использование доступного спектра более эффективным, а связь более устойчивой, в особенности в сложных условиях приэкваториальных полётов, когда большинство спутников Ku-диапазона висит низко над горизонтом, и сигнал нестабилен. Установка вместе с антеннами весит больше, чем предыдущие поколения, но и скрывается под куполом меньшего размера с меньшим лобовым сопротивлением. Таким образом, стоимость эксплуатации для авиакомпаний не повысится.
Из партнёров по запуску известно про Japan Airlines, что логично с учётом их маршрутной сети. Проблема для российских пассажиров в том, что GoGo запатентовали 2Ku, и ожидать в ближайшее время чего-то подобного от OnAir или Panasonic, продукцией которых пользуются наши перевозчики, не приходится.
Panasonic, в свою очередь, показали карту покрытия своих будущих спутников (рассчитанную до конца 2016 года), которая обещает серьёзные улучшения доступности спутникового сигнала над океанами в Южном полушарии, а также повышения скорости в остальных местах. Кроме того, японцы анонсировали новую антенну, которую пообещали сделать даже более низкопрофильной, чем у GoGo. В настоящий момент спутниковым доступом от Panasonic оборудованы более 400 самолётов по всему миру, но представители компании говорят о более чем 2000 существующих заказов.
Также на стыке авиации и высоких технологий находятся многочисленные представленные системы развлечений (In-flight entertainment, IFE). Те же Panasonic показали системы с очень крупными LED-экранами, встроенным освещением и двумя USB-портами. Похожие системы представили и корейцы из Samsung, включившие в свою совместную с British Aerospace демонстрацию даже широкоэкранные ТВ-панели для размещения в передней части кабины. Вообще экраны демонстрируемых IFE-систем подросли, и меньше 12 дюймов тот же Samsung показывать постеснялся.
Но самый интересный концепт показали Recaro, известные как по автомобильным, так и по авиационным креслам. Предложив для порядку несколько вариантов сидений со встроенными экранами, они также представили вариант с простыми держателями для планшетов — действительно, у многих пассажиров все развлечения уже с собой, часто с самым свежим и интересным контентом, поэтому иногда будет правильнее просто отойти в сторонку и не мешать. Заодно и денег можно сэкономить.
В материале использованы фотографии Джейсона Рабиновитца (@AirlineFlyer), GoGo и Airbus.