Уже с 1 января 2017 года авиабилеты в Краснодарский край, Крым и другие курортные направления (Алтай, Кавминводы) могут подорожать за счет введения так называемого «курортного сбора», который будет взиматься в зависимости от продолжительности поездки и составлять 50-100 рублей с человека.
Возможность его введения обсуждалась 26 августа на заседании Госсовета РФ. Законопроект разрабатывается в Министерстве РФ по делам Северного Кавказа и может быть внесен в Госдуму этой осенью.
Сбор предлагается собирать в целевой фонд, а полученные средства направлять на развитие туристической инфраструктуры. При этом «социально незащищенные слои населения» от сбора хотят освободить.
Чем-то это напоминает такое российское изобретение, как специальная плата для иностранцев за вход в музеи: специально обученная бабулька в кассе наметанным взглядом вычисляет иностранцев по добродушному выражению лица и отсутствию запаха перегара и продает им более дорогие билеты.
Зачем включать курортный сбор в стоимость билета, тоже непонятно: это еще можно сделать, если турист покупает пакетную путевку в агентстве, но как в этой ситуации отделить тех, кто, например, приезжает навестить родителей и других родственников?
В других странах также часто взимается туристический сбор (как правило, в отдельных городах), но он просто автоматически включается в счет отеля, и любой отель перечисляет эти средства в фонд, для туриста это незаметно. Сэкономить можно, снимая квартиру через сервисы типа Airbnb. Возможно, включить сбор в билет хотят из-за большого количества «частного сектора» на российских курортах.
Комментарий Бориса Пирожникова, операционного директора ОТА Kupibilet.ru:
«Идея ввода курортного сбора не нова. Во многих странах мира туристы уже давно платят «сити-такс». Например, в Каталонии с 1 ноября 2012 года введен городской туристический сбор в сумме от 0,5 до 2,5 евро в сутки в зависимости от локации и количества звезд отеля, в котором останавливается турист. Этот сбор призван развивать туристическую инфраструктуру. Сити-такс используют для ввода новых автобусных маршрутов, усиления полиции на городских улицах, на очистку пляжей и другие мероприятия. Рядовой турист, как правило, узнает об этом сборе только когда заселяыется в отель, и у него нет другого выхода как заплатить налог. Вопрос в том, что в ту же Барселону приезжают туристы со всего мира, в том числе из России. Для них, психологически, заплатить туристический сбор проще, сказывается позиция гостя. В то время как отечественные курорты в основном посещают граждане России, и у них дополнительный сбор вполне может вызвать протест.
В России в связи с дефицитом бюджета на развитие туристической сферы и переориентированием туристического потока на внутрироссийский рынок, введение туристического налога неизбежно. В таких обстоятельствах, на мой взгляд, главное – серьезно подойти к разработке механизма сбора этого налога. Собирать средства через отели, как это делают за границей, будет неэффективно, потому что на наших курортах больше половины туристов размещаются в небольших гостиницах, которые часто оформлены как частное домостроение. Поэтому велик риск того, что этот сегмент останется неохваченным. Нужно придумывать что-то другое. Не менее важно жестко контролировать расход собранных средств, правильно расставлять приоритеты. Я уверен, что вводить курортный сбор с 1 января будущего года, безусловно, очень рано.
Что касается влияния курортного сбора на среднестатистического туриста – считаю, что в объеме 50-100 руб. в сутки сбор будет незаметным. Стоимость авиабилетов курортный налог вряд ли изменит. В ценообразовании авиакомпаний завязаны совершенно другие показатели, и собирать налог путем включения его в авиатариф, думаю, согласятся не все авиакомпании. Рынок туристических услуг ощутит рост цен, только в случае, если государство решит закладывать курортный сбор в стоимость путевок или в стоимость проживания в отелях.
На мой взгляд, основная роль государства сейчас – объяснить населению, что налог необходим, разработать механизм сбора и расходования средств и, соответственно, показать развитие туристической инфраструктуры за счет этого сбора».
Илья Шатилин