Вслед за Госдумой поправки к Воздушному кодексу РФ одобрил Совет Федерации: теперь осталось дождаться подписи Президента и 60 дней до вступления поправок в силу. Это означает, что уже летом этого года российские авиакомпании смогут продавать полностью невозвратные авиабилеты.
Если сейчас даже самый дешевый билет, купленный по промо-тарифу, можно сдать (и, теоретически, сделать это даже без удержания авикомпанией штрафа или дополнительного сбора за возврат, обратившись в суд), то по новым правилам авиакомпании смогут продавать билеты, за которые никаких выплат в случае отказа от полета не последует, кроме тех случаев, если пассажир не улетел по уважительной причине (из-за болезни, смерти родственников и т.п., а также задержки или отмены рейса).
На возвратных же билетах авиакомпания сможет удерживать не более 25% стоимости билета плюс расплывчатую «сумму понесенных расходов» — но только в том случае, если пассажир возвращает билет менее чем за 24 часа до вылета. Отличие от нынешних правил в том, что правило полного возврата не позднее 24 часов действует только тогда, если авиакомпания не установила собственного «льготного периода».
Невозвратные билеты будут стоить примерно на 20% меньше самых дешевых обычных; в первую очередь это актуально для лоукостеров, чье полноценное существование в России было невозможно в том числе и из-за требований законодательства возвращать деньги за билеты, что вынуждало авиакомпании закладывать риски от «отказников» в стоимость авиаперевозки: ведь на освободившееся незадолго до вылета место продать новый билет проблематично. Теперь же лоукостеры смогут обеспечивать себе гарантированную выручку, продавая билеты по ценам, позволяющим обеспечить близкую к стопроцентной загрузку кресел.
Западные лоукостеры обычно не принимают во внимание даже уважительные причины, кроме задержек и отмен. Однако, идя навстречу клиентам, как правило, позволяют пассажиру при отказе от полета использовать внесенные в счет оплаты билета средства для покупки нового на другие даты. Правда, при этом обычно взимаются достаточно крупные сборы за эту «услугу». Например, у Ryanair сбор составляет от 30 евро за сегмент (в низкий сезон в режиме онлайн) до 90 фунтов стерлингов за сегмент (в высокий сезон по ряду популярных направлений, например, в Грецию, при внесении изменений непосредственно в аэропорту), что зачастую превышает стоимость самого билета и делает всю затею экономически нецелесообразной. А при опоздании пассажира на регистрацию сбор составляет от 110 евро.
Между тем полноценных дискаунтеров в западном понимании в России пока не может быть из-за отсутствия соответствующей аэропортовой инфраструктуры: в пределах разумной досягаемости от городов-миллионников, где сосредоточен основной платежеспособный спрос на авиаперевозки, есть только «традиционные» аэропорты с тарифами на обслуживание и взлетно-посадочные операции, приемлемыми лишь для «традиционных» авиакомпаний. За рубежом дискаунтеры пользуются, как правило, реконструированными военными аэродромами; в России желающих инвестировать в подобные проекты не находится по одной простой причине. Это длительные сроки окупаемости и сложность самого аэропортового бизнеса на фоне широких возможностей для «простой» деятельности (например, торговля или общепит) с быстрым возвратом инвестиций, которая давно неинтересна на Западе из-за сильной конкуренции.
Илья Шатилин