Крупнейший европейский лоукостер Ryanair планирует перейти на полностью бесплатные для пассажиров авиабилеты. Бизнес-модель заключается в том, что авиакомпания будет получать часть выручки аэропортов, в которые летает, за счет обеспечения пассажиропотока. Сами аэропорты, в свою очередь, будут зарабатывать на неавиационных услугах, в первую очередь, речь идет о магазинах, заведениях общепита, парковках и т.п. «Вряд ли это будет работать в крупных хабах типа Хитроу, однако в небольших аэропортах, заинтересованных в увеличении пассажиропотока, это вполне жизнеспособная бизнес-модель, и она начинает работать уже сейчас», — заявил глава Ryanair Майкл О’Лири.
Важно, однако, понимать, что бесплатными будут не все билеты, а только те, которые сегодня предлагаются по самому дешевому промо-тарифу (у Ryanair это 5-9 фунтов стерлингов). Средний же чек составляет 39 фунтов стерлингов с учетом провоза одного места багажа. Четверть всей выручки авиакомпания получает от дополнительных услуг вроде продажи товаров на борту или комиссии от проката автомобилей.
При этом в Великобритании существует так называемый сбор за авиапассажира (APD, air passenger duty) — это налог в размере от 13 фунтов стерлингов, который авиакомпания выплачивает с каждого билета. При этом 13-фунтовый сбор действует лишь для рейсов протяженностью до 2000 миль и при продаже билета по минимальному классу обслуживания. Для рейса более 2000 миль со «стандартным» тарифом (например, в салон премиум-эконом) APD составляет 146 фунтов. Сбор не взимается с трансферных пассажиров международных рейсов, которые летят с пересадкой в Великобритании менее 24 часов.
Майкл О’Лири заявляет, что отмена APD позволила бы быстрее перейти на бесплатные билеты; сейчас говорится о перспективе их появления в течение ближайших 5-10 лет.
Илья Шатилин