Театр начинается с вешалки, а полет начинается с регистрации на рейс. Зачем вообще она нужна? Чем билет на самолет отличается, например, от билета на поезд или автобус? Почему сразу нельзя купить авиабилет с присвоением конкретного места, как на поезд?
Все дело в первую очередь в количестве пассажиров и их багажа. От него зависит расположение багажа и пассажиров в салоне – важно соблюсти центровку самолета, чтобы его центр тяжести не смещался в ту или иную сторону. Если каждый из пассажиров будет выбирать понравившееся ему место сразу при покупке билета, то возможность управлять рассадкой их по салону будет затруднительно.
Багаж и ручную кладь нужно где-то взвешивать – это в наземный или водный транспорт можно бесконтрольно брать с собой чемоданы, полные гантелей, а в самолете нужен контроль и, собственно, кто-то, кто будет багаж принимать и передавать для погрузки в багажное отделение: так что без регистрации не обойтись.
Были, кстати, попытки упростить процесс регистрации багажа – тот же Ил-86 был спроектирован с расчетом на то, что каждый пассажир сам мог бы нести свой багаж до самолета и оставлять его в багажном отделении, которое располагается перед входом в салон.
При этом в ряде крупных городов мира – например, в Абу-Даби, Вене, Гонконге, Дели, Куала-Лумпуре, Сеуле, Стокгольме или Тайбее – есть возможность регистрации на рейс на специальных пунктах в черте города. Это позволяет сдать багаж и ехать в аэропорт налегке и, в свою очередь, сокращает очереди на регистрацию в самом аэропорту, поскольку пассажир уже имеет на руках посадочный талон и может сразу идти в зал ожидания.
Подобная возможность была реализована «Аэроэкспрессом» в Москве на Белорусском, Павелецком и Киевском вокзалах, однако из-за низкого спроса (услугой пользовалось всего 2,5% пассажиров) на Белорусском и Киевском она была ликвидирована. Низкий спрос не удивляет: регистрация заканчивалась за 3 часа до вылета рейса, то есть, пассажир гарантированно успевал приехать в аэропорт до начала регистрации на стойках. А вот на Павелецком вокзале можно успеть зарегистрироваться и сесть на поезд, который прибудет в аэропорт Домодедово уже после того, как регистрация на стойках кончится: но на посадку вы пройти успеете. Стоит такая услуга 100 рублей.
В зависимости от аэропорта, авиакомпании и направления полета время начала и окончания регистрации может варьироваться. Некое «усредненное» значение – это открытие за 2 часа до вылета и закрытие за 30-40 минут, однако на ряде направлений бывает и 20 минут, а в тех аэропортах, где базируется выбранная вами авиакомпания, регистрация может быть открыта и за 6, и за 12, и даже за 24 часа до вылета.
Если же вы летите одной авиакомпанией (или авиакомпаниями в пределах одного авиаальянса, или по интерлайн-соглашениям) с пересадками, то в первом аэропорту вам, как правило, выдадут посадочные талоны для всех сегментов маршрута, что позволит избежать очередей на стойках регистрации транзитных пассажиров. Кстати, об этих стойках. Если все посадочные талоны вам не выдали, а на трансферной стойке образовалась очередь, то никто не запрещает вам выйти «в город», а затем снова войти и зарегистрироваться с теми пассажирами, которые летят из этого города. При этом, разумеется, придется снова пройти досмотр, в то время как при трансфере вы зачастую не будете покидать «чистой зоны». Однако в ряде аэропортов при трансфере все равно нужно повторно проходить досмотр, и очередь здесь тоже может быть большой. В том же Шереметьево часто быстрее обойти толпу внутренних «транзитников» через «город».
Упростить процесс регистрации на рейс позволяет онлайн-регистрация. Она решает задачу рассадки пассажиров по местам – и, если у них нет багажа, то на этом процесс заканчивается: пассажир сам печатает посадочный талон и идет с ним на посадку. Авиакомпании, в идеале, остается только принимать багаж, что ускоряет процесс и, как следствие, требует наличия меньшего количества стоек регистрации. Для приема багажа на все рейсы используются одни и те же стойки Drop-Off.
Для авиакомпании онлайн-регистрация – это в первую очередь сокращение расходов. Поэтому неудивительно, что некоторые дискаунтеры фактически требуют зарегистрироваться онлайн от всех пассажиров. Например, если вы летите рейсом Ryanair и забудете это сделать (хотя вам несколько раз пришлют письмо-напоминание), то сбор за регистрацию в аэропорту может достигать 60 евро, что зачастую дороже самого билета.
При этом, если большинство традиционных авиакомпаний открывают онлайн-регистрацию за сутки до вылета, то дискаунтеры с их однотипным флотом позволяют сделать «зачекиниться» гораздо раньше. Так, тот же Ryanair открывает регистрацию за 15 суток до вылета, AirAsia – за 14 дней, а EasyJet – вообще сразу после покупки билета.
Киоски самостоятельной регистрации в аэропорту — по сути, еще один интерфейс к системе онлайн-регистрации, совмещенный с принтером. В ряде аэропортов именно в них можно распечатать посадочный талон, если вы не сделали это дома. В других это можно сделать только на стойке, а кое-где и за дополнительные деньги. Так что если у вас нет под рукой принтера — выбирайте мобильную регистрацию, по итогам которой на экране вашего телефона появится QR-код, приложив который к сканеру в аэропорту, вы получите бумажный посадочный талон. По понятным причинам (сканеры есть не во всех аэропортах) мобильная регистрация предлагается в существенно меньшем количестве аэропортов, чем просто онлайн.
Для пассажира онлайн-регистрация – это удобство (особенно когда летишь без багажа) и способ выбрать хорошие места в самолете. Хотя при онлайн-регистрации это возможно далеко не всегда, но, по крайней мере, можно избежать заведомо плохих. Впрочем, у тех же дискаунтеров регистрация может не подразумевать выбора места, и опытные пассажиры того же RyanAir давно привыкли к соревнованиям «кто первый добежит от гейта до трапа», то есть, кто раньше вошел в самолет, тот и занимает лучшие места.
Для тех, кто не хочет бегать, предусмотрена платная услуга приоритетной посадки, а традиционные авиакомпании зачастую практикуют так называемый pre-seating: то есть, предварительное резервирование за пассажиром того или иного места. Оно может быть доступно или в процессе бронирования, или позднее – через колл-центр, личный кабинет на сайте или в мобильном приложении.
Высший пилотаж при онлайн-регистрации – это самообслуживание при сдаче багажа: в специальном автомате распечатывается багажная бирка, которая клеится на чемодан, который пассажир сам несет в автоматический приемный пункт. Например, такая система работает для пассажиров KLM в Амстердаме (Схипхол) или Lufthansa во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене. А, например, Air New Zealand выдает своим часто летающим пассажирам RFID-метки, с помощью которых можно сразу проходить через автоматизированные турникеты у выходов на посадку прямо в самолет, без всякой печати посадочных талонов.
Впрочем, онлайн-регистрация есть далеко не у всех авиакомпаний, а у тех, у кого есть — не во всех аэропортах; это проблема исключительно IT-характера: интеграция того или иного аэропорта в систему регистрации требует определенных средств. Также онлайн-регистрация может быть недоступной для групповых билетов (поскольку бронируются они несколько по-иному, чем обычные, и список пассажиров может изменяться буквально в последний момент) и при рейсах, выполняемых по код-шеру. Правда, в последнем случае есть хитрость: регистрироваться нужно в системе той авиакомпании, которая фактически выполняет рейс; и если ваша бронь не находится по фамилии и имени — пробуйте искать по коду бронирования (PNR), а не работает PNR — по номеру билета и т.п. — попробуйте все возможные способы, авторизации; впрочем, даже это не гарантирует успеха операции, возможно, вам все равно придется идти к стойке.
Если у вас не работает онлайн-регистрация в «Аэрофлоте», скорее всего, вы регистрируетесь со смартфона из аэропорта, в котором нет мобильной регистрации (то есть, принтеров для печати этих мобильных посадочных). Нужно выбрать полную версию сайта в настройках мобильного браузера и затем получить посадочный талон на стойке или в киоске саморегистрации.
Илья Шатилин
Летел я в прошлом году в Иркутск с двумя пересадками: Москва-Владивосток-Хабаровск-Иркутск. Все рейсы в рамках одного билета, первый рейс Аэрофлот, остальные — Владивосток-Авиа, покупал на сайте Аэрофлота.
Хотел сраза зарегистрироваться в SVO на все три рейса. Не дали. Мол, системы разные. Ну ок. Но даже потом во Владивостоке все равно не дали зарегистрироваться сразу на оставшиеся два рейса одной авиакомпании.
Илья, а теперь можно на пальцах: если я лечу из Домодедово — я могу зарегистрироваться в Павелецком, перед тем, как сяду в аэроэкспресс? А где и как?
Да, можно. Там внизу в подвальчике есть стойки же. Ну, по крайней мере, были, потому что сейчас там все перестроили и можно идти к поезду прямо от метро, через платформу.