В первой части нашего репортажа мы рассказали о производственных процессах на заводе Airbus в Гамбурге, а теперь давайте перейдем к НИОКР — научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
В частности, в Финкенвердере находится Airbus BizLab: это акселератор для стартапов аэрокосмической отрасли — Airbus отбирает самые перспективные, и именно их изобретения мы увидим в коммерческих самолетах в ближайшие годы.
Что же это за стартапы?
Компания Velmenni придумала систему высокоскоростной безопасной передачи данных внутри салона с использованием технологии, получившей название LiFi: она использует не радиоволны, а спектр видимого света, который, в общем-то, тоже является радиоволной, только гораздо более высокой частоты, чем используемые в современных системах связи. Это обеспечивает гораздо более широкую полосу пропускания (до 1 Гбит/сек) и позволит обеспечить поток в десятки и сотни мегабит в секунду каждому из нескольких сотен пассажиров на борту. Использоваться эта технология будет, конечно, не для доступа в Интернет (таких внешних каналов еще не придумали), а для работы беспроводной системы развлечений на борту (IFE). Отказ от проводов в IFE — это не только снижение веса на несколько сотен килограммов, но и увеличение надежности системы и упрощение ее обслуживания: наверняка вы сами сталкивались с неработающим или работающим с помехами монитором на борту; часто это происходит именно из-за проблем с проводкой, а искать такую неисправность до следующего техобслуживания просто некогда, потому что самолет постоянно находится в воздухе.
В перспективе беспроводные системы позволят и вовсе отказаться от встраиваемых дисплеев: у многих есть собственные планшеты, а через пару лет все мы будем брать с собой личные шлемы виртуальной реальности.
Что интересно, в салоне не требуется установка дополнительных передатчиков — решение особым образом модулирует свет установленных осветительных светодиодов.
ReTrolley — стартап, который придумал тележку с раздельным сбором мусора: пластик в один контейнер, бумага — в другой, металл — в третий, а при помощи специального рычага мусор прямо на борту прессуется в аккуратные брикеты, которые затем гораздо проще и удобнее вывозить, поскольку они занимают на 80% меньший объем. Более того, мусор может отправляться в специальный отсек багажника, что позволит сократить время обслуживания на разворотных рейсах — то есть, отходы можно не выбрасывать до прибытия в базовый аэропорт.
Для слива жидкостей предусмотрен отдельный резервуар. В Европе, где думают об экологии и сортируют бытовые отходы уже последние лет тридцать, это будет весьма актуальным. К тому же новых тележек потребуется меньше, чем обычных, а это, опять же, позволит сэкономить на весе.
Teraki — с этой компанией посложнее; сейчас будет немного айтишного, не пугайтесь. Этот стартап разрабатывает решения, которые позволят уменьшить объем передаваемого трафика от датчиков «интернета вещей», передавая только важные данные, а не все, генерируемые датчиком практически непрерывно. При этом никаких важных данных пропущено не будет. Казалось бы, причем тут вообще самолеты? А дело в том, что в самолетах «интернет вещей» уже, считайте, появился: множество датчиков непрерывно записывают информацию, она сохраняется в параметрических самописцах, но она не используется так, как могла бы — например, анализ этих данных позволил бы предсказывать выход из строя тех или иных компонентов, а также здорово помог бы во время испытательных полетов: если сократить объемы данных, то можно будет не «искать иголку в стоге сена».
Synergeticon разрабатывает виртуального помощника для контроля качества: это мобильное приложение позволяет проверяющему не забыть произвести проверку всех узлов и элементов на главном сборочном конвейере. Некоторые из них требуют исключительной точности — например, вот этот кронштейн, соединяющий крыло и фюзеляж, обтачивается под каждый конкретный самолет индивидуально (потому что нет двух на сто процентов одинаковых крыльев и фюзеляжей) и имеет допуски в несколько микрон. Между плоскостями прилегания недопустимы даже малейшие зазоры, иначе именно здесь потом возникнет люфт, пойдут трещины и т.п., а этого допустить нельзя, поскольку силовая структура планера является необслуживаемой. То есть, это соединение остается неразборным на весь срок службы самолета и ремонту не подлежит.
Компьютеризация упрощает процесс контроля качества изготовления ответственных узлов. Это решение будет применяться как раз-таки на гамбургском заводе для линейки Airbus A320.
Jetlite — компания, которая использует научный подход к освещению салона. Разработанные ею схемы освещения провоцируют выброс гормона сна мелатонина, что снижает эффект десинхроноза (джетлага) на дальнемагистральных рейсах. Синий оттенок «бодрит», красный «убаюкивает» — теперь только нужно их плавно чередовать в определенные моменты.
Алгоритмы Jetlite учитывают направления перелетов, часовые пояса и продолжительность рейсов. Использовать их можно на современных самолетах со светодиодной подсветкой салона.
Илья Шатилин