Авиакомпания «Победа» уволила руководителя группы наземного обеспечения за «некомпетентность в организации рабочего процесса». Таким образом перевозчик решил снизить градус напряженности вокруг скандала, произошедшего 15 апреля на рейсе DP407 из Внуково в Екатеринбург.
В частности, на этот рейс было отказано в посадке женщине с ребенком-инвалидом, больным ДЦП. Как сообщается в заявлении «Победы», она прибыла на стойку регистрации за две минуты до закрытия регистрации, и «по этой причине у наземной службы не было возможности организовать посадку маломобильного пассажира таким образом, чтобы не задержать вылет рейса». Пассажиров отправили рейсом «Аэрофлота» из Шереметьева, куда они были доставлены специальным трансфером из Внукова.
«Росавиация считает крайне неуклюжими и некрасивыми попытки авиакомпании объяснять произошедшее тем, что пассажир прибыл на регистрацию за 2 минуты до ее закрытия», — говорится в официальном сообщении ведомства.
«Авиакомпания «Победа» полностью поддерживает создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и считает, что в данной ситуации сотрудник компании был обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить пассажиру с ребенком вылет рейсом DP407 15 апреля», — заявляет перевозчик. Однако на самом деле сотрудник действовал как раз-таки по инструкции. Дело в том, что, по данным Росавиации, пострадавшие пассажиры стали жертвой овербукинга — то есть, авиакомпания продала больше билетов, чем есть кресел в самолете, поэтому маме с ребенком, пришедшей за две минуты до конца регистрации, просто не хватило мест. Более того, пассажиры дополнительно оплатили сборы в размере 698 рублей за выбор двух мест в салоне воздушного судна (ряды 3-6), однако от отказа в посадке их это не спасло.
«Во избежание недоразумений пассажирка заблаговременно проинформировала авиакомпанию «Победа» о перевозке страдающего серьезным недугом ребенка, а также своевременно приехала на регистрацию», — говорится в сообщении Росавиации.
Получается, что по логике «Победы», представитель должен был бежать в накопитель и выдергивать оттуда других пассажиров, уже прошедших регистрацию, то есть, поступить так же, как недавно поступила United, обеспечив себе позор на весь мир (напомним, там силой выволокли из салона случайных пассажиров, чтобы перевезти сотрудников компании).
«Победа», как и другие российские авиакомпании, не признаются в том, что практикуют овербукинг. Между тем он не незаконен и не запрещен, а просто не предусмотрен: до тех пор, пока всем хватает места в салоне (а средняя загрузка кресел у «Победы» составляет чуть более 90%), проблем не возникает: в среднем, около 10% пассажиров не являются на рейс, а овербукинг позволяет поднять средний чек на рейсе на 3-4% за счет того, что какие-то билеты продаются в последний момент по самым дорогим тарифам.
Лишь в том случае, когда приходит больше пассажиров, чем есть свободных кресел, возникает прямое нарушение договора перевозки и гражданско-правовая ответственность. «Аэрофлот» в таких ситуациях просто повышает класс обслуживания, если есть места в Комфорте и Бизнесе, а вот «Победе» повышать некуда. Фокус с фиктивной заменой борта на борт меньшей вместимости она тоже реализовать не может из-за однотипного флота.
«В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанным в билете. В соответствии с приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, билет удостоверяет обязательство перевозчика по перевозке пассажира и его багажа в сроки, установленные договором; перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета. Таким образом, руководствуясь указанными нормами права, перевозчик обязан перевезти пассажира в соответствии с указанными в билете сроками», — напоминает Росавиация.
В законодательстве других стран регламентированы компенсации за отказ в посадке по причине овербукинга. Например, в Европе это тот самый документ 261/2004, по которому также компенсируют отмены и задержки рейсов: прописанные суммы компенсаций снижают нагрузку на суды, поскольку вопросы решаются обычно досудебными претензиями.
В России никаких регламентов пока нет, поэтому пассажиру придется обращаться в самый гуманный суд в мире и требовать компенсации морального вреда — в нашей практике «страдания» оцениваются обычно в пару тысяч рублей.
Авиакомпания «Победа» уже приступила к подготовке особого руководства для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Также была доработала система бронирования: уведомить авиакомпанию о том, что потребуется помощь в организации посадки или специальном сопровождении можно непосредственно в процессе бронирования авиабилета. В свою очередь «Победа» просит пассажиров, сопровождающих лиц с ограниченными возможностями, заблаговременно прибывать в аэропорт для прохождения регистрации.
Как не стать жертвой овербукинга
Илья Шатилин
Отмазывают победу всем миром.
Победу над здравым смыслом не отмазать.
Когда же «Аэрофлот» её продаст какому-нибудь нормальному владельцу? Ведь был Авианова хорошая (от Альфа-Банка?) — закрыли и открыли это моральное убожество….Там половину сотрудников надо увольнят за хамство. И правила переписывать (внутренние инструкции). Люди на них постоянно жалуються — уроды какие-то.
Я-то думал что они вообще не улетели
Вот сотрудника, которого уволили за действия в соответствии с регламентом — жалко.
Надеюсь суд поможет ему восстановиться на работе
Надеюсь с позиции уволили и приняли на другую