Компания SITA lab, являющаяся одним из подразделений SITA, одного из крупнейших поставщиков IT-решений для авиатранспортной отрасли, разработала киоск саморегистрации KATE, который способен самостоятельно перемещаться по аэропорту, размещаясь в местах большого скопления пассажиров. Если же у него начнет садиться аккумулятор, киоск, подобно роботу-пылесосу, сам вернется на док-станцию. А если у него закончится запас бланков посадочных талонов или багажных бирок, то он тоже сам съездит «заправиться» и снова вернется на боевой пост.
Роботы взаимодействуют друг с другом через облако; на основании постоянно изменяющихся данных о нагрузке система управления может самостоятельно принимать решения о перераспределении киосков по аэропорту: в этом случае свободные киоски прекращают обслуживание пассажиров и передвигаются в зону, где потенциально начинают собираться очереди. Таким образом, в идеальном варианте, то есть, при достаточном количестве роботов, в аэропорту вообще не будет очередей к стойкам регистрации: пассажир, оказавшись в терминале, будет сразу же «натыкаться» на киоск, в котором получит посадочный талон и багажную бирку, после чего сам наклеит бирку на чемодан и погрузит его в терминал для самостоятельной сдачи багажа (кстати, в России такие уже работают в аэропорту «Шереметьево»).
Внешне киоски похожи на обычные терминалы саморегистрации; они оснащены сканером для документов и штрих-кодов, двумя принтерами и сенсорным экраном. Главное отличие от стационарных устройств заключается в наличии сбоку большой красной кнопки аварийной остановки: хотя робот и умеет объезжать препятствия, она нужна на случай, если произойдет какая-то ошибка и киоск нужно будет срочно остановить. Связь с IT-инфраструктурой аэропорта осуществляется при помощи Wi-Fi, при этом киоски совместимы с уже существующими системами обработки данных от компании SITA, а именно Day of Operations Business Intelligence и FlightInfo API.
Одно из главных достоинств автономных киосков SITA состоит в том, что они могут быть без труда развернуты в любой точке аэропорта или другого объекта – например, железнодорожной станции. Это особенно актуально при возникновении нештатных ситуаций, таких как нелетная погода и отмена рейсов: в подобных случаях дополнительные киоски могут быть с легкостью перемещены из привокзальной в «чистую» зону аэропорта для перерегистрации большого числа пассажиров на новые рейсы.
В России уже были попытки использования роботов для регистрации пассажиров, однако они представляли собой, скорее, аттракцион и были быстро свернуты. Несмотря на ощутимую экономию времени, наши люди предпочитают стоять в очереди к живому агенту по регистрации, а не осваивать технику: по данным аэропорта «Пулково», киосками саморегистрации пользуется лишь 10% пассажиров (без учета собственных киосков авиакомпаний). Впрочем, используемые сейчас в России киоски актуальны только для летающих без багажа, поскольку печатают лишь посадочные талоны: при наличии чемодана с ним все равно придется идти к стойкам Drop-Off (где они есть). Также достаточно востребованы репринт-киоски, где можно распечатать посадочный талон мобильной регистрации, однако с августа 2017 года они начнут уходить в прошлое: поправки в законодательство позволят использовать электронный посадочный талон вместо бумажного.
На данный момент в Шереметьево киосками саморегистрации пользуются не более 6-10% пассажиров. В основном пассажиры сейчас перешли на он-лайн регистрацию — порядка 60-70%.
«Очевидно, что регистрация на стойке для многих пассажиров – это прошлый век. Мы со своей стороны нацелены, чтобы расширить возможности для наших гостей. В перспективе они должны получить возможность пройти на борт, предъявляя вместо распечатанного посадочного билета штрих-код на мобильном устройстве. Мы уже создали для этого инфраструктуру, срок реализации этой функции зависит от внесения изменения в приказ Минтранса России. При этом от киосков саморегистрации аэропорт Домодедово не отказывается. В новом сегменте пассажирского терминала Т2, который будет введен в строй к Чемпионату мира по футболу 2018 г., будут установлено более 40 таких киосков», — рассказали в пресс-службе аэропорта Домодедово.
Илья Шатилин