Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об отмене обязательной бесплатной перевозки 10 кг багажа, правда, в весьма своеобразной редакции: не включать его можно только на невозвратных тарифах, а вот на возвратных сохраняется обязательная норма не менее 10 кг.
Как логически связаны невозвратность и платный багаж — совершенно непонятно, можно лишь догадаться, что целью депутатов была отмена обязательного включения перевозки багажа на самых дешевых тарифах. Собственно, они сейчас и так являются невозвратными у всех авиакомпаний, и при этом безбагажными — у большинства. Однако эта «безбагажность» как раз и была проблемой: кто-то разрешал брать 10 кг ручной клади только в салон (S7, UTair), кто-то разрешал сдавать 10 кг лишь в багажный отсек (Победа), однако обе трактовки неоднократно признавались незаконными, и теперь новые поправки в Воздушный кодекс решают эту проблему.
Правда, при этом они создают новую: возвратный тариф не может быть безбагажным, а значит, при покупке тарифа с гибкими условиями перевозки пассажир автоматически доплачивает за багаж, который ему может быть и не нужен. Впрочем, тарифные сетки большинства авиакомпаний построены обычно именно по такому принципу: младшие тарифы невозвратные и безбагажные, «средние» — возвратные со штрафом и включают багаж, старшие полностью возвратные и включают увеличенную норму багажа.
Более того, поправки в текущем виде никак не обязывают авиакомпанию перевозить бесплатно и ручную кладь, так что теоретически может оказаться так, что с собой в салон можно будет взять только предметы из неприкосновенного списка ФАП, то есть, портфели, дамские сумочки, зонтики, цветы, ноутбуки и фотоаппараты. Правда, сейчас, например, сумка или рюкзак с ноутбуком большинством авиакомпаний воспринимаются как ноутбук, но при этом внутрь можно сложить еще и вещей на короткое путешествие. Однако некоторые дотошные перевозчики наверняка будут настаивать на том, что ноутбук или фотоаппарат надо везти просто в руках, без сумок или чехлов, так что противопобедные рюкзаки будут актуальны. Впрочем, вряд ли стоит бить тревогу: скорее всего, в плане ручной клади ситуация отрегулируется сама рыночными методами; кто не разрешит брать ручную кладь, будет вынужден или снижать цены на билеты, или терять пассажиров.
«Внедрение большинством авиакомпаний безбагажных тарифов позволило снизить средний чек на внутренние пассажирские авиаперевозки. Так, по данным Biletix, в первой половине 2017 года средний чек на авиабилеты туда-обратно по внутренним направлениям сократился на 21% до 7 050 рублей, по сравнению с 8 880 рублей в аналогичный период прошлого года. Благодаря новому гибкому ценообразованию авиакомпаниям удалось сохранить спрос на авиаперевозки в кризисный 2016 год. С учетом того, что в 2017 году туристический и авиапассажирский рынок демонстрируют динамичное восстановление, авиакомпании вновь стремятся повысить стоимость услуг: отмена нормы бесплатного багажа при невозвратных билетах, на наш взгляд, приведет к подорожанию билетов, так как перевозчик будет брать дополнительную плату за данную услугу. В настоящий момент доля продаж безбагажных тарифов в Biletix превышает 20%», — комментирует Александр Сизинцев, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix.
Илья Шатилин
у Победы будет своя трактовка