С 29 октября должны вступить в силу новые инициативы Минтранса, согласно которым авиакомпании будет жестоко наказываться за задержку чартерных рейсов. В частности, за это им вообще будут запрещать совершать международные рейсы: Росавиация внесет соответствующие изменения в сертификат эксплуатанта.
Для чартерных авиакомпаний это фактически будет означать в большинстве случаев полную остановку деятельности, так как именно за границу подавляющее большинство чартерных рейсов и совершается. Для обычных авиакомпаний прекращение международных полетов тоже станет серьезным ударом по выручке.
Правда, пока непонятно, сколько именно рейсов и на какой срок нужно задержать, чтобы попасть под санкции, и здесь важно не перегнуть палку: например, чартерные рейсы сами по себе не гарантируют определенного времени вылета, поскольку регулярные имеют перед ними приоритет, и в загруженных аэропортах, например, московских, ожидание слота на вылет может занять несколько часов.
Впрочем, серьезные задержки вылетов чаще всего возникают из-за отсутствия необходимого числа исправных самолетов: численность флота у чартерных авиакомпаний, как правило, невелика, и из-за поломки одной-двух машин возникают веерные задержки рейсов. Причины могут быть и не в поломках: например, летом массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» происходили из-за того, что авиакомпания позже запланированного срока получила самолеты с «чеков» (техобслуживания); а год назад с похожей проблемой столкнулась «Россия», не получившая вовремя борты из-под «Трансаэро».
Росавиация ежемесячно публикует статистику задержек отдельно по регулярным и отдельно по чартерным рейсам, учитывая серьезные задержки (более 2 часов) по вине авиакомпаний. Показатели задержек у всех, кто более-менее серьезно занимается чартерными перевозками, значительно выше, чем на регулярных рейсах. Так, если на «регулярке» у крупных компаний в июле этого года задерживалось 1-5% рейсов (ЮТэйр 1,09%, Победа 1,47%, Аэрофлот 2,65%, Россия 3,42%, S7 Airlines 4,62%, лишь у Уральских авиалиний 10,65%), то на чартерных рейсах совсем другие цифры: у «России» 7%, у Azur Air (крупнейший игрок рынка) 7,9%, «Роял Флайт» — 8%. «Северный ветер» задержал 9,6% рейсов, «ВИМ Авиа» 13,8%, iFly 19,3%, а «Ред Вингс» — 21,8%.
Теперь Росавиация должна будет также проверять возможности перевозчиков выполнять заявленные объемы чартерных перевозок, и только после этого туроператоры смогут заключать с ними договоры фрахта, пишут «Известия».
«Это к доктору», — лаконично комментирует ситуацию Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
«На самом деле задерживаться могут не только чартеры, но и регулярные рейсы. Чаще всего это происходит по объективным причинам: непогода или затянувшееся техобслуживание. Но есть нюанс: пассажирам регулярного рейса при длительной задержке скорее всего предоставят другое судно, а вот пассажирам чартерного рейса придется ждать, пока подадут их самолет. Авиакомпании, конечно, заинтересованы поскорее решить свои форс-мажоры, чтобы не получить штраф за задержку. Но и пассажиры должны знать свои права: например, при задержке более 2 часов они вправе требовать питание и прохладительные напитки. Жесткое регулирование чартерных рейсов спасет потерянные дни отпуска у туристов (и главное нервы), а также избавит авиакомпанию от лишних трат на штрафы и компенсации пассажирам», — комментирует представитель Aviasales Янис Дзенис.
Действительно, в мире достаточно компаний, специализирующихся на оперативном предоставлении резервных бортов с экипажами на случай технических проблем, однако для чартерных рейсов такой услугой не пользуются из экономии.
«Для того, чтобы можно было реализовывать какие-либо меры, необходимы чёткие критерии. Какие критерии выбраны — на данный момент не ясно. Озвученные меры теоретически уже есть в арсенале регулятора и при необходимости могут в той или иной мере применяться к нерадивым перевозчикам“, — комментирует Анастасия Матюшина, Директор по связям с общественностью авиакомпании AZUR air.
Илья Шатилин
прочиталось «странным»
Оно и странное в том числе.