Продолжаем наш ликбез о телетрапах. Первая часть.
На самом деле некое подобие телетрапов появилось еще в лондонском аэропорту Гатвик в 1936 году, когда там открылся инновационный для того времени круглый в плане терминал Beehive («Улей»). В самолёты тогда заходили еще преимущественно с земли, но в аэропорту имелись телескопические посадочные галереи, ездившие прямо по перрону по специальным рельсам. Разумеется, сейчас их там не осталось: аэропорт был полностью перестроен в 1950-х годах и «Улей» превратился в административное здание, в качестве которого функционирует и поныне.
Первый телетрап современного типа установила в апреле 1958 года в аэропорту Чикаго авиакомпания United Airlines. Он получил название Aero Gangplank, собственно, Gangplank с английского и переводится как «трап», но не в значении лестницы, а в значении переходных мостков, которые, например, используются на причалах.
Он состоял из трех телескопических секций, а на конце, соприкасающемся с фюзеляжем, имел надувные резиновые баллоны для плотного прилегания.
Как видно на фотографии, телетрап мог регулироваться по вылету, по высоте, а также передвигаться по окружности, чтобы оказаться напротив двери самолета, правда, самолет должен был стоять строго перпендикулярно трапу.
Сбоку имелась дверца для экипажей, но для попадания в нее требовалось подгонять обычный автотрап.
А в 1962 году запатентовали телетрап, у которого портал (примыкающая к самолету часть) также мог поворачиваться, чтобы можно было пристыковать ее под любым углом вне зависимости от того, где расположена дверь. Собственно, эта конструкция и применяется в большинстве современных телетрапов. Подробнее
Но полвека назад она была достаточно сложной и дорогой в реализации, поэтому в те годы аэропорты оснащали преимущественно телетрапами пьедестального типа (Noseloader), которые значительно проще и дешевле.
Первый из них появился в 1959 году в аэропорту Атланты — кстати, сегодня это крупнейший в мире аэропорт по пассажиропотоку. Такой телетрап представлял собой просто выдвигающийся строго перпендикулярно самолету короткий переходной тоннель, не регулирующийся ни по высоте, ни по положению относительно борта. Простота и дешевизна — единственное преимущество такой конструкции, а вот недостатков много. Во-первых, такой телетрап подходит лишь для ограниченного количества типов ВС, что попало у него не припаркуешь, так что смысл устанавливать их был только в крупных аэропортах, являющихся хабами для авиакомпаний с большим однотипным флотом. Во-вторых, посадку и высадку с таким телетрапом можно осуществлять только через переднюю дверь, и для вместительных бортов это неудобно — для них обычно используют сразу несколько трапов.
Тем не менее, пьедестальные телетрапы выпускаются и сейчас: просто их конструкция изменилась и теперь трап является наклонным. Соответственно, чем длиннее он вытягивается, тем ниже опускается, а портал регулируется по высоте. Неудобно лишь парковать самолеты разных типов строго по разметке на перроне, чтобы всё совпало, но для небольших аэропортов это вполне приемлемое решение, а в холодном климате их проще эксплуатировать. Например, подобные телетрапы используются в Сургуте. Узнать их очень просто: у них нет тележки с колесами.
В шестидесятые годы телетрапами начали массово оснащаться зарубежные аэропорты. В России же они считались роскошью приблизительно до середины 2000-х годов: именно тогда начался бум строительства новых и реконструкции старых терминалов, и сегодня по крайней мере в городах-миллионниках посадка через телетрап — обычное дело, хотя в регионах, конечно, по-прежнему в ходу автобусы и пешие прогулки по перрону.
На самом деле телетрапы появились в СССР почти одновременно с остальным миром; аэропорт Домодедово, открытый в 1965 году, судя по сохранившимся фотографиям макетов и чертежам, вообще проектировался с расчетом на посадку и высадку пассажиров исключительно через телетрапы, причем перрон там расположен на один уровень ниже привокзальной площади, так что пассажир мог по идее без лестниц и лифтов попасть сразу в самолет: вот вам и безбарьерная среда! Однако на момент открытия производство своих телетрапов советская промышленность так и не освоила, поэтому в 1967 году их было решено закупить у голландской компании Aviobridge, чьи телетрапы к тому моменту уже эксплуатировались в Схипхоле. В 1970 году два таких телетрапа были установлены в аэропорту Домодедово, а еще два — в Шереметьево, прямо в знаменитой «рюмке». Интересно, что по проекту в «рюмке» изначально предполагалось установить не телетрапы, а выдвижные мостки с перилами, поскольку от дождя и снега пассажиров и так закрывала бы крыша этого сооружения.
Однако проработали телетрапы в московских аэропортах всего 5 лет: в 1977 году они оказались в открывшемся годом ранее новом аэропорту Ташкента. Почему Ташкент? Дело в том, что тогда еще не было современных дальнемагистральных самолетов, поэтому многие авиакомпании, в том числе иностранные, летали в Юго-Восточную Азию с дозаправкой в Ташкенте. В начале 1990-х годов эти телетрапы пришли в негодность и были демонтированы.
Многие советские аэропорты, спроектированные в 1970-х годах, предполагали установку телетрапов и имели заделы под них, однако так никогда их и не получили. Это, в частности, Ростов-на-Дону, Казань, Москва-Внуково и Хабаровск. В некоторых случаях отсутствие телетрапов вообще сделало аэровокзалы крайне неудобными, например, в Ростове нужно было сначала подниматься по лестнице на второй этаж в чистую зону, а потом спускаться опять на первый, чтобы попасть в самолет на автобусе.
Зато сразу 19 телетрапов немецкой фирмы Thyssen Krupp установили в Шереметьево-2 (сейчас терминал F), построенном к Олимпиаде-80.
А поскольку некоторые соревнования, в частности, парусная регата, проходила в Таллине, то и там построили новый аэропорт с тремя телетрапами. Что интересно, выходов на посадку было пять, но на два крайних не хватило телетрапов и они вели в никуда. Сейчас к зданию на этом месте пристроена новая посадочная галерея с современными телетрапами.
А вот в Пулково-1, построенном в 1973 году и бывшим до появления «Шереметьево-2» самым большим аэропортом в стране, телетрапы не предусматривались. Вместо этого было построено два павильона-сателлита прямо на перроне, к которым из терминала вели подземные тоннели с траволаторами, а уже возле этих сателлитов ставили самолеты, чтобы и автобусы были не нужны, и пройти по улице оставалось бы совсем чуть-чуть. 4 телетрапа в Петербурге появились только в 1994 году в международном терминале Пулково-2 в построенной там посадочной галерее, а в Пулково-1 вообще в 2015 году после реконструкции, сейчас там по 8 телетрапов в новом и в старом терминалах, а в Пулково-2 они демонтированы.
Продолжение: Часть 3. Будущее.
В Пулково крутые траволаторы. И крутая питерская непосредственность на их конце, «вон к тому самолету идите» 😀
Были.
Илья Шатилин это печально, что были 🙁 Понимаю, что нестандартные решения дороже обслуживать, зато запоминаются.
Да у меня нос тек зимой в том сыром подземелье) Нафих)
подземелье было норм, но вот эти сателлиты в плане комфорта были так себе. Вот пришёл ты туда, а у тебя рейс задержали, и ни туалетов, ни кафешек, и траволатор только в одну сторону работает.
А они разве не после объявления посадки открывались?
Нееет. Я там часа 2 сидел. Работали всегда. В аквариуме 3-4 гейта
А вот насчёт в одну сторону, там кажется второй навстречу ехал
Шатл же летать боится, перед каждым вылетом напивается, и у него все в одну сторону движется 😀 Я вообще плохо помню, 7 лет назад там был, но мне кажется второй вообще выключен был
6 гейтов
Или выключен. Но уйти в здание можно было точно
Я потом усёк фишку, что летать надо в Питер Россией, Ютеир или Трансаэро. Аэрофлот и С7 вот на эту байду ставили)
Нет, ребята, в 2000х годах это было позорищем для Питера
Работал всегда только один в сторону сателлита. Прилетающих привозили на автобусах, а не сгружали в сателлит.
Всегда — в смысле в новой реальности с предполетными досмотрами и пр, изначально-то конечно в сателлит ставили и прибывающих
Пфф, траволатор ей не торт!
Евгений Костылев Но траволатор же действительно был кошмарным))
Топаешь на утренний рейс в полном одиночестве, а он так тихонько поскрипывает и лампа где-то вдалеке моргает, бррр
Halflife)))
Tasya Kotova тем и прекрасен!:)
Спасибо огромное. Зачитался)