Салоники — второй по величине город Греции, а заодно и одна из культурных и клубных столиц Европы. Летом сюда летят ради отдыха на пляжах полуострова Халкидики (мало народу, тихо, чисто и спокойно), а когда похолодает — в самом городе есть, что посмотреть и посетить.
Аэропорт Македония (LGTS, SKG) расположен к югу от города на берегу моря. Обе взлетно-посадочные полосы выдаются в море на искусственных насыпях, так что при заходе на посадку, если повезет, вы увидите море на расстоянии вытянутой руки, ну, а если вы боитесь выкатиться с полосы, то не переживайте — заодно искупаетесь 😉
Из города добраться до аэропорта можно на автобусах и такси, никаких аэроэкспрессов нет, при этом основное шоссе Салоники-Халкидики, по которому вы будете добираться в аэропорт на автомобиле, летом гарантированно стоит в пятницу на выезд из города, а в воскресенье — в сторону города, так что закладывайте как минимум плюс один час на дорогу, чтобы не опоздать. Конечно, если вы просто купили путевку с трансферами, то вас привезут вовремя, однако Халкидики — это не Турция, крупных отелей «Все включено» там почти нет, и многие туристы организуют путешествие самостоятельно, арендуя дом или квартиру — а в этом случае без прокатной машины там делать нечего.
Машину можно взять прямо в аэропорту, при этом будьте готовы к тому, что автомобиль будет ждать вас не непосредственно у выхода — специальный микроавтобус довезет вас до стоянки прокатных машин, она недалеко; возвращать машину нужно туда же, так что, опять же, выезжайте перед вылетом пораньше.
Большинство рейсов в Салоники совершается из стран Шенгенской зоны, поэтому кабинок паспортного контроля мало, и по прилете будьте готовы постоять в очереди. Телетрапов в аэропорту нет. Сэкономить время можно, зайдя в автобус последним и выйдя из него первым, а также взяв с собой ребенка: с малышом вам предложат пройти без очередей.
Зона вылетов разделена на две части. В блоке А находятся стойки регистрации только местного авиаперевозчика Aegean Airlines (Star Alliance). Если вы летите другой авиакомпанией — вам нужно в зону B. Авиакомпаний много, стоек мало, при этом сотрудники Goldair Handling, обслуживающие вас за стойкой, уволены с Почты России: на одного пассажира у них уходит по добрых пять минут! Так что очереди большие — опять же, приезжайте заранее!
Особенностью аэропорта является отсутствие досмотра при входе в аэровокзал. Но не спешите радоваться. Дело в том, что на стойке регистрации багаж взвесят и наклеят на него бирки, но после этого отдадут его вам обратно, и следующий пункт программы — это сдача его на отдельную стойку досмотра багажа. Она общая для всех рейсов, так что готовьтесь постоять еще в одной очереди.
Следующая очередь ждет вас на контроле безопасности перед входом в чистую зону. По крайней мере, если вы, как и все, пойдете налево по указателям «Gates 1-19». Между тем прямо из зала регистрации, если идти в сторону, противоположную от входа, никуда не сворачивая, находится еще один пункт досмотра, на котором почему-то никого нет. И, кстати, из него удобнее идти в бизнес-залы, которые находятся рядом: отдельно Aegean Lounge для пассажиров Star Alliance и отдельно Olympic Lounge для Sky Team, а также Turkish Airlines, Трансаэро и ряда других авиакомпаний, хотя «Трансаэро» не летает в Салоники.
Бизнес-зал маленький, с едой там напряженка, но зато присутствует неплохой для неузлового аэропорта выбор напитков, а также отличный вид на ВПП и перрон. Имейте в виду, что он расположен в противоположной стороне от гейтов 18 и 19, через которые осуществляется посадка на рейсы в Россию и другие нешенгенские страны, так что оставьте время, чтобы дойти.
Однако не спешите проходить паспортный контроль: накопитель у выходов 18 и 19 очень тесный, там есть одна-единственная крошечная забегаловка с едой и больше ничего: даже бесплатный Wi-Fi, доступный в других частях аэропорта, уже не работает ни в какую.
Зато перед паспортным контролем есть вполне приличное кафе, а также большой магазин Duty-Free с широким выбором в том числе всяких греческих продуктов, вроде сыра или оливок, и, конечно, масла из них. Правда, магазин этот откровенно дорогой: алкоголь, например, стоит примерно в 1,5 раза дороже, чем в московском «дьютике», а уж местное вино, узо и ципуро, равно как и продукты совершенно точно будет дешевле купить в обычном греческом супермаркете, так что «дьютик» в Салониках — скорее, для забывчивых.
На территории аэропорта смотреть особенно не на что — разве что справа от аэровокзала можно наблюдать старинный французский самолет Caravelle, выпускавшийся компанией Sud Aviation с 1958 по 1972 годы и находившийся в эксплуатации аж до 2005 года. Caravelle — один из первых массовых реактивных самолетов в мире; имел два двигателя в хвостовой части и тормозной парашют.
Именно этот самолет в Салониках изначально был построен в 1962 году для Alitalia, где летал до 1976 года, а затем был продан авиакомпании Coastal Airways и летал также рейсами Liberia World Airways. 23 августа 1983 года он летел из Восточного Берлина (SXF) в Каир, но аварийно сел в Салониках из-за разгерметизации салона, и тут же был арестован из-за контрабандного советского оружия, найденного на борту: 269 ящиков и 400 ракет. С тех пор арестованный самолет с регистрационным номером EL-AIW так и стоит около забора, уже разукомплектованный.
Также территорию украшает Ту-154 авиакомпании Malev (HA-LCR), в 1997 году севший в Салониках с невыпущенными шасси, проскользивший на брюхе по полосе, после этого ушедший на второй круг и севший уже нормально. Он используется в качестве тренажера для пожарных служб.
Илья Шатилин