Вот и стало тепло, а значит, пора открывать велосезон. И открывать его не обязательно в своем городе: многие авиакомпании позволяют взять двухколесного друга с собой в путешествие. Согласитесь, вкручивать на своем велике гораздо легче и приятнее, чем тратить время и силы на освоение систем городского хламопроката или платить бешеные деньги за прокат велов в отеле. Мы расскажем, во-первых, как провезти велосипед, во-вторых, как сделать это бесплатно.
Велосипед в любом случае сдается в негабаритный багаж. Самый простой способ перевозки велосипеда — это as is, в смысле, «как есть». Он удобен тем, что на велосипеде в этой ситуации можно доехать хоть до самого аэропорта. Правила большинства авиакомпаний требуют только, чтобы вы открутили педали, вывернули руль вдоль рамы и привязали переднее колесо. Этот способ подходит, если у вас велосипед достаточно простой — например, обычный дорожный синглспид, в котором нечему ломаться даже при падении с десятикилометровой высоты на землю. Хотя и такой велосипед лучше обмотать хотя бы пакетами для мусора и упаковочным скотчем снаружи, чтобы не поцарапать раму при погрузке.
Если велосипед со скоростями, то первый способ усложняется необходимостью снимать задний переключатель, причем вместе с «петухом» (кто не знает, это такая деталь для крепления переключателя к раме), в противном случае велика вероятность его поломки, и в пункте назначения вы поедете не кататься, а искать веломастерскую. Поэтому такую технику лучше перевозить в коробке. Да-да, коробке от велосипеда. Нет-нет, мы понимаем, что вы вряд ли бережно хранили ее под кроватью все эти годы. Опытные велосипедисты просто идут в ближайший веломагазин и просят коробку, которую иначе все равно выбросят. После этого остается разобрать велосипед до «магазинного» состояния (снимаем педали, переднее колесо, переключатель, руль, иногда седло с подседельным штырем), сложить в коробку и думать, как вы будете грузить ее в такси — так что заказывайте универсал или минивен.
Как ехать с коробкой на общественном транспорте, науке неизвестно. Кроме того, есть еще один нюанс: если велосипед достаточно большой, то и коробка может превысить пресловутые 203 см по сумме трех измерений. И если к «просто велосипедам» нормы по габаритам не применяются, то к коробке с велосипедом внутри в некоторых аэропортах могут придраться — мол, это коробка, а что внутри — без разницы. Потеряете время и нервы в попытках доказать, что доплачивать за превышение габаритов в данном случае неправильно.
Прикинуть размеры коробки поможет эта таблица:
Диаметр колеса | Длина, см | Высота, см | Ширина, см |
12″ | 80 | 40 | 19-22 |
16″ | 90-100 | 45 | 19-22 |
20″ | 110-115 | 55-60 | 19-22 |
24″ | 120-127 | 62-67 | 19-22 |
26″ | 135-141 | 72-76 | 19-22 |
27,5″ | 137-142 | 72-76 | 19-22 |
28″ | 138-143 | 73-78 | 19-22 |
29″ | 140-145 | 74-80 | 19-22 |
Складные велосипеды | 80 | 40 | 20 |
Фэтбайки | 156 | 76 | 26 |
Еще один способ — это мягкий чехол для велосипеда. При его использовании нужно разобрать байк примерно до той же степени, что и при перевозке в коробке. Велосипед в чехле занимает гораздо меньше места, чем в коробке, упаковать его туда можно непосредственно в аэропорту, и не требуется искать коробку ни по пути туда, ни по возвращении обратно, так что вы будете более автономны. Чехлов выпускается великое множество под все модели и размеры велосипедов, они оснащаются ручками и часто колесиками по типу чемоданных, минус тут только один: если вы не очень часто летаете с велосипедом куда-либо, то ради одной-двух поездок покупать чехол, стоимость которого сопоставима со стоимостью не самого плохого байка — так себе идея. Дешевые же чехлы за пару тысяч рублей предназначены скорее для хранения велосипедов или перевозки их в электричке.
И нельзя не упомянуть, хотя бы для общего развития, жесткие пластиковые кейсы. С такими обычно путешествуют профессиональные велогонщики, ибо вес и габариты этих кейсов — верный путь к доплате за сверхнормативный багаж. Но зато дорогая карбоновая рама не треснет, а тормозные диски не погнутся.
Теперь перейдем к организационным вопросам. Благодаря Aviasales нам удалось узнать, что в мире не так много авиакомпаний, которые позволяют бесплатно провезти велосипед. Вот эти ребята: (возможно, список неполный — добавляйте в комментариях)
Авиакомпания | Код IATA | Условия перевозки велосипеда |
British airways | BA | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Delta | DL | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Air Canada | AC | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа, по предварительному согласованию с перевозчиком |
Czech Airlines | OK | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Уральские авиалинии | U6 | Принимаются к перевозке, как зарегистрированный багаж, по предварительному согласованию с перевозчиком |
Ютейр | UT | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа (кроме тарифов без багажа) |
S7 Airlines | S7 | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа, «Эконом базовый» — 2000 рублей на прямой рейс, 4000 — трансфер |
Аэрофлот | SU | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Emirates | EK | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Iberia | IB | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Frontier Airlines | F9 | Бесплатно для билетов «Classic» или «Classic Plus» |
WestJet | WS | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Singapore Airlines | SQ | Принимаются к перевозке, как зарегистрированный багаж, по предварительному согласованию с перевозчиком |
Thai Airways | TG | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Alaska Air | AS | Бесплатно, если велосипед упакован в специальную сумку |
«Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа» означает, что велосипед считается одним местом багажа. То есть, в большинстве случаев, когда место багажа по тарифу включено одно, придется выбирать: или чемодан с вещами, или велосипед — и, соответственно, складывать все в ручную кладь. Другое дело, если вы часто летающий пассажир. Даже серебряная карта в большинстве авиакомпаний дает возможность перевезти одно место багажа дополнительно — им и может стать велосипед. Кроме того, не забывайте про специальные тарифы: например, возвратный «эконом» у многих авиакомпаний включает два места багажа, а у азиатских перевозчиков нормы багажа настолько щедры, что два места дают всем.
Не стоит, впрочем, хитрить и навешивать на велосипед все, что не поместилось в ваш чемодан и ручную кладь: шлемы и прочую экипировку, как правило, попросят везти отдельно от байка. И помните про ограничение веса: все вместе не должно быть тяжелее установленной нормы багажа (чаще всего 23 кг).
А еще правила для велосипедов касаются и более скромной техники — например, беговелов, самокатов (речь не про электросамокаты, а обычные) и т.п. Более того, их в ряде случаев разрешают даже взять в салон в дополнение к ручной клади, однако рассчитывать на это не стоит: тут, скорее, все зависит от конкретного человека в аэропорту. Всегда рассчитывайте, что самокат придется сдавать в багаж. Кстати, многие самокаты в сложенном виде отлично помещаются в полноразмерные чемоданы: достаточно открутить рулевую колонку, и ваш хипстороллер войдет внутрь по диагонали.
Своим опытом в комментариях поделился наш читатель Михаил К.:
Пользуюсь мусорными пакетами в последнее время. Вилку, колеса, руль снимаю. Креплю стяжками колеса тормозными дисками внутрь рамы. Остальное также. Сверху пакеты и много слоев скотча. Упаковка довольно надежная, некоторые места прокладываю картоном. По прилёте выкидываю в мусорку. В обратную сторону покупаю только скотч, пакеты и стяжки весят мало, с собой вожу. Картон везде есть. Индия, Турция — проверено.
На поезде, ласточке, если поезд до недели, беру тряпочный чехол, снимаю только переднее колесо. В электричку понятное дело, паковать не нужно. В Европе на скоростных линиях сотрудники подсказали, что можно бесплатно провезти вел в чехле, место в вагоне нашлось укромное.
Бесплатная перевозка в самолете. Укладываюсь в 1 место багажа. Вел — 15 кг.
Илья Шатилин
Ждём руководство для обладателей мультиварок